Медицинский эксперт статьи

Интернист, инфекционист

Новые противораковые препараты помогут убить клетки ВИЧ

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

07 октября 2015, 08:00

Исследование возможностей проходящих клинические испытания препаратов для лечения рака дает все основания предполагать их эффективность в борьбе с латентно протекающей ВИЧ-инфекцией у пациентов, которым проводится антиретровирусная терапия (АРТ), подавляющая вирус.

Несмотря на то, что антиретровирусная терапия помогает значительно снизить уровень смертности от ВИЧ в мировом масштабе, поиски лекарственных средств для полной ликвидации этой болезни продолжается.

Группа ученых Института медицинских исследований SBP (Ла-Хойя, Калифорния) использовала противораковые препараты класса SMAC миметиков (имитаторов вторичного митохондриального активатор каспазы - эндогенного белка, стимулирующего апоптоз раковых клеток) для подавления «спящих» клеток вируса иммунодефицита человека в организме ВИЧ-инфицированных, проходящих лечение с помощью с антиретровирусных препаратов, которые только замедляют прогрессирование ВИЧ-инфекции.

Стандартные антиретровирусные препараты работают на предотвращение размножения клеток ВИЧ и дают иммунной системе организма возможность предотвращать другие инфекции. Тем не менее, ВИЧ ни разу не был полностью ликвидирован с помощью АРТ И проблема лечения ВИЧ состоит в том, что после прекращения применения антиретровирусных препаратов некоторые из покоящихся клеток вируса активизируются, вызывая новый активный этап заболевания.

По словам одного их руководителей нового исследования доктора Ларса Паше, ученые ищут методы очищение клеток, в которых «дремлет» вирус иммунодефицита. У специалистов данный подход получил название «ударно-поражающего», но пока в его разработке особых успехов не достигли. Созданные на сегодняшний день препараты – агенты реверсирующей латентности (ЛРА) – не дают ожидаемого эффекта, а в некоторых случаях так стимулируют иммунитет, что это ведет к летальному исходу пациентов.

В информации о результатах нового исследования, опубликованной в американском научном журнале Cell Host & Microbe, говорится о том, что ученые установили связь повышения активности ВИЧ с отсутствием у больных гена BIRC2, кодирующего эндогенный ингибитор запрограммированной клеточной гибели (апоптоза) - белок cIAP1. Так как противораковые SMAC миметики блокируют ген BIRC2, исследователей заинтересовала потенциальная возможность данных препаратов заставить дремлющий вирус «проснуться». Это позволило бы идентифицировать его и подвергнуть атаке иммунной системы.

Как отмечают ученые, вирусу иммунодефицита удается скрыться от иммунной системы благодаря «туго закрученной» ДНК. Они предположили, что SMAC миметики можно совместить с препаратом класса ингибиторов гистондеацетилазы Panobinostat (Панобиностат), действие которого заключается в раскручивании этой ДНК.

Исследователи протестировали SMAC миметик ВОО-0637142 в сочетании с Панобиностатом на клетках, взятых у ВИЧ-нфицированных пациентов, проходящих АРТ. И данная комбинация препаратов пробудила ВИЧ-клетки без активации иммунной системы. Испытание с другим противораковым SMAC миметиком LCL161 (который только проходит клинические испытания у онкологов) показало такой же результат.

Соавтор исследования доктор Самит Чанда отмечает, что SMAC миметики плюс ингибиторы гистондеацетилазы – это двойной удар по ВИЧ, намного более мощный, чем агенты реверсирующей латентности (ЛРА). И это дает все основания предполагать, что исследования станут новым шагом к решению проблемы латентности ВИЧ.

В ближайших планах исследователей – объединить свои усилия с фармацевтической компанией, чтобы провести соответствующее изучение безопасности и эффективности сочетания этих препаратов на клинических моделях, до начала испытания на пациентах.

В июле это года Medical News Today сообщили об исследовании, выявившем тот факт, что клетки ВИЧ после антиретровирусной терапии активизируются реже, чем ранее предполагалось: всего раз в неделю (результаты данного исследования были опубликованы в журнале Pathogens).

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]