Ученые обнаружили новое «депо» ВИЧ-инфекции в человеческом организме

, медицинский эксперт, редактор
Последняя редакция: 30.05.2018
05 мая 2017, 09:00

Ранее было известно, что вирус ВИЧ может скрываться внутри иммунных кровяных клеток. Однако недавно этот вирус был обнаружен и в макрофагах, откуда «изгнать» его достаточно сложно.

«Выводы, полученные в результате исследований, демонстрируют: ВИЧ способен скрываться как в Т-клетках, так и в других структурах организма. Если вирус может выжить, находясь в макрофагах – значит, лечение должно быть направлено на его уничтожение в клетках разного типа», - объясняет Дженна Ханникат, сотрудник американского Университета Северной Каролины (Чапел Хилл).

Ученые акцентируют внимание на том, что на сегодняшний день пациенты с ВИЧ-инфекцией живут в основном благодаря лечению антиретровирусными средствами – это специфические препараты, которые угнетают вирусную репликацию в клетках организма. Данный вид лечения обладает большим количеством побочных проявлений, поэтому жизненно необходимо делать периодические длительные перерывы в терапии. Эти вынужденные перерывы зачастую приводят к возобновлению активности вируса, причем заболевание возвращается к начальной стадии уже за 14-20 дней. Именно из-за этого ученые начали поиск новых видов лечения, чтобы избежать подобного явления.

Дженна Ханникат совместно с другими исследователями определили, что вирус «оседает» как в Т-клетках, так и в макрофагах – амебовидных структурах, которые уничтожают патогенную флору и другие опасные для организма частицы.

Свои эксперименты ученые проводили на особенных грызунах, у которых костный мозг складывается из человеческих клеточных структур.

После того, как ученые обнаружили новое «депо» ВИЧ-инфекции, они решили проверить, удастся ли вирусу, который спрятался в макрофагах, пережить курс лечения антиретровирусными средствами. Действительно, более чем у четверти подопытных грызунов вирус после антиретровирусного лечения восстановился.

Предположительно, макрофаги играют роль основного места укрытия ВИЧ-инфекции. Подтверждение этой информации – это полномерное возобновление инфекции после губительного воздействия антителами, приема медикаментов и полной чистки от Т-клеток. То, что ученым удалось обнаружить место укрытия вируса, может стать пусковым механизмом к созданию адекватного медикамента для ВИЧ-инфицированных пациентов.

Лечение антиретровирусными препаратами, которому на данный момент нет аналогов, не сможет полностью вылечить заболевание. Цель такого лечения состоит в поддержке собственного иммунитета организма, в понижении концентрации вирусной РНК, в торможении нарастания иммунодефицита, в увеличении продолжительности жизни пациентов. Антиретровирусные препараты не уничтожают вирус, а лишь сдерживают его размножение. Часто лечение проводят, используя одновременно несколько видов антиретровирусных средств, что дает относительно неплохие результаты. Однако полностью избавить человека от заболевания такой терапии не под силу.

Важно знать!