Влияет ли возраст отца на здоровье ребенка?

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024

22 апреля 2018, 09:00

Мировые специалисты в области биологии и медицины уже в течение многих лет пытаются определить взаимосвязь между возрастом родителей и здоровьем их детей. Однако внимание обращается преимущественно на возраст матери при рождении малыша: ведь женщина должна зачать, нормально выносить и родить ребенка, не передав ему при этом часть своих заболеваний, которые могли накапливаться годами. Теперь же ученые заинтересовались – а не нарушается ли здоровье ребенка, если его отец уже не молод? Играет ли важную роль возраст отца в момент зачатия?

Как оказалось, позднее отцовство также сказывается на будущем здоровье потомства. Уже был проведен целый ряд исследований, которые позволили подтвердить: если ребенок рождается у мужчины в возрасте, то у младенца значительно повышаются риски развития таких психических отклонений, как маниакально-депрессивный психоз, аутизм, синдром недостатка внимания, склонность к суициду и пр.

Профессор Дан Энингер со своей командой, представляющие несколько германских научно-медицинских центров, приступили к изучению взаимосвязи между качеством здоровья детей и возрастом их отцов. Эксперимент заключался в следующем. Специалисты получили потомство от самцов-грызунов разного возраста: самому молодому самцу было 4 месяца, а самому старшему – 21 месяц. Самки-мамы были молодыми – 4-х месячными, а все грызуны представляли единую генетическую линию. Родившихся мышат ученые оценили по ряду параметров. Учитывались типичные изменения внутри органов и тканей, нарушения белковых структур и т. д. Все детеныши развивались в равных условиях и были отделены от своих отцов – то есть, никогда не общались с ними. Уже на 19 месяце их жизни было обнаружено: мышата, рожденные от «стариков», начинали демонстрировать ранние признаки старения, а по итогу их жизнь была короче на 2 месяца (что для грызунов достаточно много). Получилось, что мышата, чьи отцы были моложе, жили дольше и старели медленнее.

Процесс старения протекает одновременно с накапливанием мутаций. Вполне может быть, что мутации от пожилых самцов провоцировали быстрые мутации ДНК и у потомства. Но, что примечательно, и у первой, и у второй группы детенышей мутационное накопление происходило в равном темпе.
Однако наиболее очевидное отличие было найдено в эпигенетическом направлении. Ученые указали на метилирование ДНК: к ДНК привязываются метильные химгруппы, в результате чего гены, подвластные этим группам, изменяют силу своей работы. Подобные модификации существуют достаточно долго и изменяются лишь с возрастом. Как обнаружили ученые, у маленьких потомственных грызунов разных групп имелись отличия в рисунке метильных меток ДНК. Такие модификации имели много общего у пожилых самцов и их детенышей, причем изменения фиксировались именно на генах, ответственных за продолжительность жизненного периода и за развитие возрастных заболеваний. Проще говоря, старые отцы как бы настроили генную активность у своего потомства на старение.

И все же, выводы делать пока ещё рано. Ученым необходимо понять, каким образом происходит наследование молекулярной старости. Да и опыты на грызунах нельзя сопоставлять с теми процессами, которые происходят в человеческом организме.
Исследование описано на страницах pnas.org