^
A
A
A

Ученые предупреждают: награды вредят

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 09.09.2019
 
Fact-checked
х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 
09 сентября 2019, 09:00

Ученые обнаружили, что ожидание вознаграждения за труды мешает головному мозгу адекватно относиться к учебе и запоминать информацию.

Изучение тех или иных способностей животных практически всегда сопряжено с каким-нибудь угощением – своего рода наградой за старания и труды. К примеру, грызунам, которые демонстрируют свои умения, впоследствии дают сладость, либо другое лакомство. Некоторые животные сами «добывают» себе угощение, если проявляют смекалку и выполняют требования исследователей.

Тем не менее, как заметили специалисты, представляющие Университет Джонса Хопкинса и Университет Нью-Йорка, ожидание награды оказывает непосредственное влияние на поведение животных: имеется в виду то, что подопытные совсем иначе ведут себя, если знают, что вознаграждения не последует. Как это выглядит? Например, грызун подползал к специальному окну, в котором присутствовал вывод с водой; после воспроизведения звука льющейся воды животное начинало облизывать вывод, пытаясь пить. Если же следовал другой звук, то животные терялись, реагируя на оба воспроизведения разным образом, в случайном порядке. При этом вероятность логического попадания составляла 50%. Для того чтобы запомнить, какой из звуков означает подачу воды, животному требуется определенное количество времени. Однако, когда в первые сутки эксперимента водяной вывод снимали, то грызуны вдруг «включали» сообразительность и обнаруживали реакцию на необходимое звучание с 90% попаданием. Таким образом, хотя вывод с водой отсутствовал, они пытались «лакать» так, будто пили воду, причем такая реакция следовала именно в тех случаях, когда это было необходимо.

Исследование провели повторно в двух вариациях и с вовлечением других животных. К примеру, грызунам предлагалось нажать на кнопку для получения воды – и снова они демонстрировали лучшую реакцию, когда вознаграждения не следовало. Либо же других грызунов учили смотреть в миску для еды после звучания определенного звука, – однако здесь еда появлялась лишь тогда, когда перед звуком не было световой вспышки. Помимо грызунов, эксперименты ставили на хорьках. И даже в этих случаях обучение животных проходило более продуктивно, когда награду не задействовали.

Как утверждают авторы исследования, обучающий процесс состоит из двух механизмов: во-первых, животные заучивают определенное содержание, информацию (к примеру, поведенческое правило – нажать на кнопку после звукового сигнала), заучивается также информационный контекст, в который входит последующее награждение. При этом ожидание угощения во многих случаях мешает головному мозгу проявить свои уже полученные знания. В этой ситуации нам приходится смотреть на менее смекалистого грызуна, и на более сообразительного, хотя на самом деле между ними существует совсем другое отличие: степень чувствительности к ожидаемой награде.

Так как эксперименты проводили с участием разных животных, можно предполагать присутствие когнитивной закономерности, которая применяется и по отношению к людям. Безусловно, хотелось бы получить результаты исследований и на человеке тоже, с использованием разного рода наград (материальная, нематериальная и пр.). Однако уже сейчас ученые советуют всем меньше задумываться о каком бы то ни было вознаграждении – только в этом случае можно быть уверенным в высокой умственной эффективности.

Подробности экспериментального проекта описаны на странице www.nature.com/articles/s41467-019-10089-0

Важно знать!

Мост (pons; варолиев мост) на основании стволовой части мозга имеет вид поперечно расположенного валика, который вверху (спереди) граничит со средним мозгом (с ножками мозга), а внизу (сзади) - с продолговатым мозгом. Читать далее...

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.