Ученые научно обосновали пользу физических упражнений для укрепления мышц

08 февраля 2012, 19:57

Научное обоснование пользы физических упражнений для укрепления мышц получили исследователи из Иллинойского университета (University of Illinois). Они выяснили, какую роль играют в наращивании мышечной массы стволовые клетки.

Речь идет о, так называемых, мезенхимальных стволовых клетках. Это клетки, которые находятся в мышцах, но к мышечной ткани непосредственно не относятся и не порождают новые мышечные волокна. Тем не менее, показали ученые, их роль велика. Статью с результатами авторы работы опубликовали в открытом доступе в журнале PLoS ONE, а ее краткое изложение можно прочитать на новостном сайте Иллинойского университета.

Интенсивные физические упражнения вызывают растяжения и микроповреждения сократительных мышечных волокон. Как результат, образуются новые мышечные волокна, и мышцы укрепляются и увеличиваются в объеме. Мезенхимальные стволовые клетки (МСК) очень чувствительны к таким микроповреждениям и скапливаются в месте работающей мышцы, показали профессор Марни Боппарт (Marni Boppart) и его коллеги.

«Мы решили проверить, не служит ли аккумуляция МСК в местах микроповреждений мышц стимулом для их регенерации и роста после физической нагрузки», - говорит Боппарт.

Ученые работали на мышах. Они заставили лабораторных грызунов интенсивно бегать по движущейся дорожке, а затем изолировали МСК из мышцы и поместили в клеточную культуру. Оказалось, что клетки из тренированной мышцы интенсивно синтезируют белки – факторы роста. Эти белки побуждают другие клетки мышечной ткани (клетки-микросателлиты), сливаться вместе и формировать новые мышечные волокна. Про роль клеток-микросателлитов биологи знали уже давно, но то, что побуждают их к действию мезенхимальные стволовые клетки, открыли впервые. Как именно МСК координируют этот процесс, удалось увидеть благодаря тому, что клетки пометили флуоресцирующей меткой и ввели обратно в мышцы.

МСК, полагают ученые, это связующее звено между физическими тренировками и наращиванием мышц. «Мы увидели, что стволовые клетки в мышцах взрослого человека – это основа для поддержания мышечного здоровья путем тренировок», - объясняет Боппарт.

Ученые надеются, что этот источник можно будет использовать с пользой для человечества. Например, разработать на его основе средство, предотвращающее потерю мышечной массы с возрастом. Или помочь пациентам, страдающим от мышечной дегенерации.

«Хотя упражнения, конечно, самый лучший способ держать мышцы в тонусе, даже по мере старения, не все люди могут быть физически активными, - подчеркивают авторы работы. – Очень ограничены возможности для мышечного роста у инвалидов. Мы надеемся понять, как стволовые клетки можно было бы использовать, чтобы уберечь мышцы от атрофии».

Клеточная трансплантология началась не с производных эмбриональных стволовых клеток, а с пересадок клеток костного мозга. Первые исследования по экспериментальной трансплантации костного мозга почти 50 лет назад начинались с анализа выживаемости...
Очевидно, различные пролиферативные и дифференцировочные потенции гемопоэтических стволовых клеток обусловлены особенностями их онтогенетического развития, поскольку в процессе онтогенеза у человека меняется даже локализация главных областей...
Хорошим по пролиферативному потенциалу и репопуляционным возможностям кроветворных клеток источником гемопоэтических стволовых клеток выступает пуповинная кровь.
Новейшие исследования по теме Ученые научно обосновали пользу физических упражнений для укрепления мышц

Лечение стволовыми клетками помогает установить контроль над мочеиспусканием и устранить посттравматические боли после повреждения спинного мозга у подопытных грызунов.

В одном из университетов Техаса исследовательской группе удалось в условиях лаборатории вырастить легкое человека.