Ученые нашли механизм защиты бактерий от фтора

28 декабря 2011, 15:50

Ученые из Йеля (США) раскрыли молекулярные уловки, используемые бактериями для противодействия фтору, который содержится в зубных пастах и жидкостях для полоскания рта для борьбы с кариесом.

В декабрьском выпуске журнала Science Express исследователи сообщают, что участки РНК, называемые riboswitches, которые контролируют экспрессию генов,  обнаруживают накопления фтора и активируют защиту бактерий от его действия, в том числе способствуя разрушению зубов.

"Riboswitches - специализированные детекторы, которые распознают фторид", говорит Генри Форд II, профессор, заведующий кафедрой молекулярной и клеточной биологии, главный автор исследования.

Фтор является составляющим элементом многих зубных паст, который значительно снижает развитие кариеса. Зубные пасты, содержащие фтор, стали доступны начиная с 1950-х.

Riboswitches противодействуют влиянию фтора на бактерии. "Если фтор накапливается до токсичного уровня в клетке, riboswitch захватает фтор, а затем активизирует гены, которые могут блокировать его действие", сказал Брекер.

"Мы были ошеломлены, когда обнаружили захватывание фтора riboswitches" сказал Брекер. "Ученые утверждают, что РНК-молекула не совсем подходит для использования в качестве датчика для фтора, так как фтор и молекулы РНК заряжены отрицательно и они не должны взаимодействовать между собой. И все же мы нашли более 2000 подобных РНК во многих организмах".

Отслеживая riboswitches в многочисленных разновидностях бактерий, команда ученых пришла к выводу, что эти РНК являются древними молекулами и многие микроорганизмы научились преодолевать токсичные уровни фтора на протяжении всей истории их развития. У бактерий, размножающихся в ротовой полости человека, также был выявлен механизм защиты riboswitches против токсичного действия фтора.

"Клетки должны были бороться с токсичностью фтора в течение миллиардов лет и поэтому они разработали определенные механизмы для борьбы с этим ионом", сказал автор исследования. Теперь, когда эти защитные механизмы стали известными, ученые смогут манипулировать этими процессами и сделать фтор более эффективным в борьбе с бактериями. Ученые из Йельского университета обнаружили белковые каналы, через которые фтор выкачивается из клеток. Блокировка этих каналов приведет к накоплению фтора в бактериях, делая его более эффективным в борьбе с кариесом.

Фтор является 13-м по распространенности элементом в земной коре. Его использование в зубной пасте и очистке воды стало вызывать споры 60 лет назад, которые продолжаются и по сей день. В Великобритании и других странах Европейского Союза фтор используется в гораздо меньшей степени из-за жесткой общественной оппозиции.

Переизбыток фтора в большой степени негативно влияет на здоровье человека. Накопление фтора экстрагирует магний из лимфы крови, способствует вымыванию кальция из костной ткани, который в свою очередь оседает в мышцах, легких и почках человека. Соли фтора накапливаются в костях, провоцируя остеохондроз, влияют на форму, цвет и направление роста зубов,  состояние и подвижность суставов, образование костных наростов.

Кариес молочных зубов у детей в последнее время стал весьма актуальной проблемой, как для родителей, так и врачей-стоматологов. Этот патологический процесс все чаще и чаще обнаруживается у малышей, которым не исполнилось и 2-х лет.
Лечение кариеса зубов зависит от выраженности деструктивных процессов в твердых тканях зуба и общего состояния организма. Условно можно выделить дна основных подхода в лечении - это инвазивный и хирургический методы.
Кариес зубов - острый или хронический патологический процесс, проявляющийся изменением цвета, деминерализацией и деструкцией твердых тканей зубов и протекающий при активном участии микроорганизмов.
Новейшие исследования по теме Ученые нашли механизм защиты бактерий от фтора
Командой специалистов германской фирмы Organobalance GmbH был разработан необычный вид конфет, который помогает предотвратить кариес.
Любовь к шоколадкам «Bounty» и конфетам «Raffaello» может оказаться не такой губительной, как казалось раньше.