Открыто новое лекарство против герпеса

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 29.11.2021

01 апреля 2016, 09:00

В одном из известных исследовательских университетов США, расположенном в штате Юта, группа вирусологов случайным образом обнаружила, что сердечное лекарство помогает справиться с самыми распространенными герпевирусами.

В настоящее время нет достаточно эффективных препаратов, способных полностью уничтожить вирус в организме и после заражения человек становится источником распространения инфекции.

Спиронолактон относится к калийсберегающим диуретикам и уже более полувека используется в медицинской практике. Как показали исследования, спиронолактон эффективно подавляет рост вирусов герпеса.

По словам главы исследовательской группы Санкары Сваминатана, подобные фундаментальные исследования наглядно показывают, что некоторые вещи невозможно обнаружить привычным способом. По словам ученых, им удалось найти возможное решение проблемы герпеса, которая беспокоит тысячи человек. Как правило, наблюдения за тем, как разные лекарственные препараты влияют на вирусы и бактерии, приводят иногда к неожиданным результатам, так случилось и сейчас.

Заражение вирусом герпеса происходит незаметно для человека. Самым распространенным среди семейства герпевирусов есть вирус Эпштейна-Барра, передается он со слюной, в некоторых случаях при переливании крови. Большинство пациентов переносит заболевание хорошо, вирус практически не вызывает каких-либо характерных симптомов, большую опасность для здоровья и жизни человека являют осложнения инфекции – в некоторых случаях вирус может спровоцировать злокачественные заболевания лимфоидной ткани, инфекционный мононуклеоз, рассеянный склероз, некоторые виды рака.

Сейчас нет эффективной вакцины против вируса Эпштейна-Барра, по словам ученых, основной проблемой является то, что в белковой структуре вируса наблюдаются существенные различия на разных этапах его жизни. Для лечения используются преимущественно препараты цикловировой группы (валацикловир, ганцикловир).

Доктор Сваминатан со своими коллегами отметил, что герпевирусы способны выработать устойчивость к лекарственным препаратам, это только вопрос времени, и сейчас усилия многих специалистов направлены на поиск новых препаратов, которые смогли бы заменить цикловиры.

Группа Сваминатана проводила эксперименты на клетках, зараженных вирусом герпеса, и случайно выявила необычное свойство спиронолактона (в современной медицине данный препарат используется для снижения давления и уменьшения жидкости в организме, накопленной из-за проблем с сердцем). Дальнейшие работы в этом направлении показали, что спиронолактон способен подавить рост вируса внутри клеток, что в итоге останавливает распространение инфекции по организму.

Ученые отметили, что противовирусное действие спиронолактона не связано с его действием на сердце и почки, поэтому теоретически возможно создать подобный препарат, который будет подавлять размножение герпеса и не влиять на другие органы и системы. Санкара Сваминатан также подчеркнул, что созданные аналоги спиронолактона помогут лечить не только вирус Эпштейна-Барра, но и другие типы герпеса, включая известную «простуду» на губах.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6]