Обнаружен новый механизм развития сахарного диабета 2 типа

06 августа 2012, 19:42

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) утверждают, что нейтрофилы, основной вид лейкоцитов крови человека, играют совершенно неожиданную роль модуляторов в инсулинорезистентности - главной характеристике диабета второго типа. Этот вывод сделан в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Нейтрофилы - это клетки иммунной системы, которые первыми отвечают на воспаление тканей; они способны сделать его хроническим, призвав к месту событий другие белые кровяные клетки - макрофаги. В то же время установлено, что незначительные хронические воспаления, встречающиеся в жировой ткани, являются одной из основных причин систематической инсулинорезистентности.

Учёные под руководством Джеральда Олефски (Jerrold M. Olefsky) использовали в исследовании печень и жировые клетки мышей и людей, а также живых подопытных крыс. Было обнаружено, что фермент, выделяемый нейтрофилами (нейтрофил эластаза, NE), нарушает инсулиновые сигнальные пути, подстёгивая резистентность, то есть наблюдается необъяснимое снижение аффинности рецепторов на присутствие инсулина.

А вот удаление NE у страдающих ожирением, но при этом всё равно сидящих на жирной диете мышей приводило к возрастанию чувствительности к инсулину.

Раньше считалось, что такие «временные» клетки, как нейтрофилы (живущие всего пять дней), просто не способны поддерживать небольшое хроническое воспаление. Теперь же пришлось признать, что нейтрофилы обладают весьма мощным иммунномодулирующим эффектом. Они используют свой фермент NE для активации сигнального пути, который заставляет патоген-пожирающих макрофагов выделять воспалительные молекулы - цитокины. Вместе с тем этот же фермент NE вызывает деградацию белка IRS1, ключевого протеина в инсулиновом сигнальном пути как в печени, так и в жировых клетках.

Что ж, кажется, нейтрофилы напросились на неприятности. Ставшая вдруг очевидной роль в провоцировании инсулиновой невосприимчивости делает их новой мишенью в борьбе с сахарным диабетом второго типа. Ингибирование активности иммуномодулирующего фермента NE вполне способно обратить (или хотя бы ослабить) инсулинорезистентность. Вот только палка, как всегда, о двух концах получается…

Большинство диабетиков вынуждено ограничивать свой рацион – и, в первую очередь, это касается углеводной пищи, в том числе сладких фруктов и ягод. Но как удержаться в сезон, когда в магазинах и на рынках повсеместно предлагают сладкие и ароматные...
Природа предусмотрела корм для всех появившихся на свет существ в виде материнского молока. Это питательное вещество содержит в себе всё необходимое для роста и развития детёныша.
Ежедневно диабетики подвергаются серьезной опасности, поскольку несвоевременное применение инъекции инсулина может привести к летальному исходу. Но существуют и другие, более простые в использовании препараты для поддержания организма.
Новейшие исследования по теме Обнаружен новый механизм развития сахарного диабета 2 типа
Ученые из института аллергии и иммунологии Ла-Хойя создали первый фильм, который показывает уничтожение бета клеток при сахарном диабете 1-го типа в режиме реального времени.

По результатам масштабных экспериментов, которые проводились в Китае, было обнаружено, что пациенты, больные диабетом, из-за особенностей заболевания теряют примерно 9 лет своей жизни.