30 августа 2011, 14:31

Кишечные бактерии рода Lactobacillus вмешиваются в поведение и физиологию мозга мышей, делая своих хозяев более хладнокровными, мужественными и стрессоустойчивыми.

В состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта входят сотни и сотни видов. Обычной помощью в переваривании пищи их работа не ограничивается, и учёные только начинают понимать, насколько многообразно влияние всех этих микроорганизмов на нашу физиологию. Как было показано в последние годы, микрофлора каким-то образом влияет даже на психологию и поведение хозяина, и происходит это либо через выделяемые токсины, либо через стимуляцию иммунной системы. Однако исследований, посвящённых этой захватывающей теме, пока недостаточно, чтобы утверждать здесь что-то определённое.

Учёные из Университетского колледжа в Корке (Ирландия) вместе с коллегами из Макмастерского университета (Канада) занялись проверкой того, как изменение в составе кишечной микрофлоры влияет на поведение мышей.

Исследователи кормили животных бульоном, содержащим Lactobacillus rhamnosus. Лактобактерии дружественны к хозяевам, они являются главным ингредиентом в пищевых добавках-пробиотиках, однако при этом возможные побочные эффекты их деятельности почти не изучались. Эксперимент показал влияние Lactobacillus rhamnosus на поведение животных, но оно было во всех смыслах положительным. Мыши, которые в течение шести недель получали с пищей порцию бактерий, демонстрировали повышенную стрессоустойчивость и снижение тревожности в поведении. Животные проводили больше времени, исследуя открытые пространства и узкие открытые «мостики», которые обычно внушают им страх. Когда мышей, которых кормили бактерией, помещали в воду, уровень стрессовых гормонов у них был меньше, чем у других сородичей в аналогичной ситуации.

Lactobacillus rhamnosus делал грызунов более хладнокровными и мужественными, снижая уровень тревожности и стресса.

Как пишут исследователи в журнале PNAS, на молекулярном уровне у мышей с лактобактерией отмечались особенности в активности генов, кодирующих ГАМК-рецепторы. ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) является одним из главных нейромедиаторов в головном мозгу; для нервных клеток это что-то вроде успокаивающего, снижающего активность возбуждённых нейронов. Многие лекарства для лечения посттравматического синдрома или панических атак нацелены именно на клеточные рецепторы гамма-аминомасляной кислоты. Перегруппировка ГАМК-рецепторов в мозгу мышей с Lactobacillus rhamnosus проводилась довольно сложным образом, в каких-то зонах мозга рецепторов становилось больше, в каких-то - меньше, но в целом, как подчёркивают авторы статьи, изменения вели к снижению уровня тревожности у животных.

Все эти воздействия, по-видимому, осуществляются посредством блуждающего нерва, который собирает информацию о внутренних органах и передаёт её в мозг. Если у мышей разрезали ту его часть, которая иннервирует кишечник, никакой разницы между мышами с бактерией и без не наблюдалось. Впрочем, как именно Lactobacillus rhamnosus «общается» с блуждающим нервом, учёные пока сказать не могут.

С одной стороны, это примечательное исследование, обращённое к неочевидным сторонам наших взаимоотношений с нашими же симбионтами. С другой стороны, можно ли считать влияние, которое оказывает бактерия Lactobacillus rhamnosus на мышей, таким уж положительным? Ведь излишне храбрая мышь очень быстро превращается в мышь мёртвую. Наконец, с большой осторожностью следует распространять полученные результаты на человека, всё-таки наша эмоциональная жизнь и наши тревоги более сложны, нежели мышиные стрессы...

Под долихосигмой подразумевают патологию, при которой сигмовидная кишка и ее брыжейки приобретают аномальные размеры. Долихосигма резко удлиняется, нарушая нормальную работу организма.

Сначала всегда проводится консервативное лечение долихосигмы, и только при его неэффективности применяют радикальные методы. Начинается любое лечение с диетического питания, установления режима. Также нужно пить большое количество воды.
Новейшие исследования по теме Кишечные бактерии рода Lactobacillus развивают стрессоустойчивость и мужественность

Специалисты давно доказали, что при хроническом стрессе довольно сильно страдает головной мозг, кроме этого, возможно обострение хронических болезней, ухудшение памяти.

Итоги новейшего исследования, представленные на восемнадцатом регулярном конгрессе Южноафриканской кардиологической ассоциации, позволили выделить новый термин – «финансовый стресс», который является результатом погони человека за финансовым...