24 августа 2011, 22:53

В скором времени врачи смогут слышать не только хрипы в лёгких: британские учёные разрабатывают метод, который позволит обнаруживать больные ткани в организме с помощью звучащих липосом.

Исследователи из Ноттингемского университета трудятся над весьма новаторским методом, который в будущем позволит следить за перемещениями лекарственных веществ в нашем организме и с помощью которого можно будет точно определить локализацию болезни - например, воспаления или раковой опухоли. До сих пор, когда мы пьём лекарство, ни мы, ни врачи не знаем в точности, как оно распределяется по организму. Соответственно, многие диагностические методы также грешат неточностью; трудно вовремя распознать, к примеру, раковый метастаз без трудоёмких и порой болезненных для пациента методов анализа. Все проблемы подобного рода можно решить одним махом, полагают исследователи, если в буквальном смысле заставить тело человека заговорить.

Метод учёных берёт за основу липосомные везикулы - мембранные пузырьки, ограниченные от окружающей среды двойным слоем липидных молекул. Эти структуры уже используются в современной биологии и медицине для облегчения доставки лекарственных и прочих веществ в живые клетки. Но в данном случае исследователи предлагают следить за путешествиями липосом по организму с помощью специальных микрофонов.

Микрофоны должны улавливать звуковые колебания, издаваемые липосомами. Но каким образом эти мембранные пузырьки обретут голос? Для этого учёные хотят использовать технику, применяемую для магнитно-резонансной томографии. Молекулы, составляющие мембранную оболочку, сложены в ней асимметрично, ввиду чего у липосомы есть свой электрический заряд. Поэтому в присутствии электромагнитного поля этот заряд заставит молекулярный комплекс колебаться - словно диффузор в громкоговорителе. Образующиеся звуковые волны и будут улавливаться микрофоном.

Чтобы сигнал был достаточно внятен, исследователи планируют, с одной стороны, усилить асимметрию мембран липосом, чтобы те громче «говорили», а с другой - поработать над чувствительностью микрофона (понятно, что звукопринимающее устройство в данном случае должно быть сверхчувствительным). Будущее метода его авторам видится так. Липосома снабжается какой-то молекулой, которая позволит ей взять след, допустим, раковой опухоли, после чего запускается в организм. После того как много липосом обнаружат раковый очаг, их голос в электромагнитном поле становится более или менее слышен. Точно так же можно следить, например, за путешествием какого-нибудь лекарства, за его распределением по организму. В каком-то смысле это похоже на то, как дятел ищет под корой дерева насекомых - по звуку их копошения.

Новейшие исследования по теме Ученые разрабатывают метод, который обнаруживает больные ткани с помощью звучащих липосом

Молекулярные биологи делают огромные успехи в своих исследовательских работах, и в скором времени может появиться 3D-клетка, что станет началом новой эры в медицине и поможет совершать новые открытия.

Сейчас существует огромное число биопринтеров (3D), но только немногие способны производить по-настоящему полезные вещи.