Математика поможет бороться со СПИДом?

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

04 сентября 2012, 11:31

Новое исследование, проведенное гарвардскими учеными, может помочь врачам быстро и без больших затрат создавать новые комбинации препаратов для ВИЧ-инфицированных пациентов со снижением вероятности сопротивления вируса медикаментам.

Как опысывается в статье, опубликованной в газете «Nature Medicine», команда исследователей, возглавляемая Мартином Новаком, профессором Математики и Биологии и директором Программы по эволюционной динамике, разработала методику, которую медицинские исследователи могут использовать для того, чтобы прогнозировать результаты разнообразных систем лечения и предсказывать, не приобретет ли ВИЧ способность им противостоять.

«В своей работе мы объясняем методику прогнозирования путем моделирования, не разовьется ли у пациентов резистентность к лечению определенными препаратами», - объяснил Элисон Хилл, аспирант в области биофизики и соавтор статьи.

«По сравнению с временными и денежными затратами на клинические испытания, данный метод предлагает относительно легкий способ делать такие прогнозы. И, как описано в статье, наши результаты совпадают с тем, что видят врачи в клинических условиях».

«Это математический инструмент, который поможет проводить клинические испытания. Сейчас, чтобы определить оптимальную комбинацию препаратов, исследователи используют метод проб и ошибок, а наш подход использует математическое понимание эволюции, чтобы сделать процесс логическим, математически обоснованным».

При разработке своей методики гарвардские ученые использовали предыдущие исследования, которые описывали, как ВИЧ реагирует на различные дозы различных препаратов.

Дело в том, что при недостаточной дозе лекарства у вируса в организме человека повышается способность к репликации и росту. В то же время, при слишком высокой дозе лекарства повышается риск мутации вируса, которая приведет к его сопротивлению конкретному препарату.

Поскольку наиболее эффективным является комбинированное лечение ВИЧ-инфицированных пациентов несколькими препаратами, новая методика, основываясь на данных предыдущих исследований и математическом расчете, может позволить определять оптимальное сочетание различных препаратов в таком "коктейле".

Разработчики новой системы математического моделирования утверждают, что их проект даст ВИЧ-инфицированным новую надежду, так как врачи получат возможность разрабатывать более совершенные и при этом менее дорогие системы лечения.