^

Здоровье

A
A
A

Нарушение чтения

 

Нарушение чтения (дислексия развития) - специфическое расстройство чтения. выражено многочисленными ошибками (замены, пропуски букв, несоблюдение их последовательности), сочетающимися с низким темпом чтения, не объясняемыми уровнем интеллекта, проблемами остроты зрения или недостаточным обучением в школе.

Код по МКБ-10

Р81.0. Специфическое расстройство чтения. 

Эпидемиология

Точных данных о распространённости нет, поскольку не существует четких критериев отграничения от крайних вариантов нормы.

Причины нарушения чтения

Высказывают предположение о ведущей роли биологических факторов, в том числе наследственной предрасположенности, об этом свидетельствует высокая конкордантность расстройства у однояйцевых близнецов, и тканевыми повреждениями мозговых структур с нарушением формирования межанализаторных связей: слуховых, зрительных, кинестетических. Взаимодействие с небиологическими факторами, такими, как отсутствие благоприятных условий для получения образования, низкий социальный уровень семьи, безнадзорность, осложняет течение нарушения чтения.

Как проявляется нарушение чтения?

Для нарушения чтения характерны специфические расстройства, проявляющиеся как в низком темпе чтения, так и в многочисленных ошибках стойкого характера, таких, как:

  • пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слов;
  • перестановка слов в предложении или букв в словах;
  • длительные запинки или «потеря места» в тексте и неточности в выражениях.

Как правило, характерна недостаточность в понимании прочитанного, дети не могут вспомнить отдельные факты, сделать заключение или выводы из прочитанного.

Специфическим нарушениям навыков чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. В школьном возрасте характерны сопутствующие эмоциональные и поведенческие расстройства.

Классификация

Выделяют следующие виды нарушения чтения:

  • оптическое нарушение чтения, выраженное в трудностях усвоения отдельных букв, близких по написанию, неспособности одномоментного охвата слова;
  • моторное нарушение чтения, характеризующееся расстройством воспроизведения сло¬гов, слов, фраз, в их визуальном контроле и удержании в памяти артикуляторных поз;
  • фонематическое литеральное нарушение чтения, характеризующееся смешиванием букв, сходных по акустическим признакам. При устном чтении данное расстройство проявляется в пропусках, искажениях (гласных и согласных), заменах по озвучиванию мягких-твёрдых, звонких-глухих, свистящих-шипящих согласных. Часто прослеживают связь между нарушением функций фонематического восприятия и моторного воспроизведения;
  • фонематическое вербальное нарушение чтения выражаются в пропусках, заменах, искажениях слов, запинках на сложных по звуковой структуре словах. На уровне фразы вербальные дислексии приводят к перестановке слов, трудностям осмысления и неспособности обобщить прочитанное. Фонематические вербальные дислексии, как правило, сочетаются с фонематическими литеральными дислексиями.

Как распознать нарушение чтения?

Диагностический алгоритм (по МКБ-10)

  • Наличие любого из признаков. 
    • Показатель правильности чтения и (или) понимания прочитанного на две стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для возраста и общего интеллектуального развития ребёнка (при этом навыки чтения и коэффициент умственного развития определяют по индивидуальна назначаемому тесту, стандартизированно учитывающему культуральные условия и систему образования).
    • Анамнестические указания на серьёзные затруднения в чтении или тестовые показатели, отвечающие критерию А, в более раннем возрасте; показатель спеллингового теста по меньшей мере на две стандартные ошибки ниже уровня, ожидаемого для хронологического возраста ребёнка и соответствующего его коэффициента интеллектуальности.
  • Нарушения, описанные в критерии А, существенным образом препятствуют обучению или деятельности в повседневной жизни, где необходимы навыки чтения.
  • Это расстройство не является прямым следствием дефекта зрения, слуха или неврологического заболевания.
  • Школьный опыт (за исключением чтения) соответствует среднему ожидаемому уровню.

Дифференциальная диагностика

В процессе диагностических мероприятий необходимо исключить вторичные нарушения чтения, обусловленные умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью. Также требуется дифференциальная диагностика с трудностями чтения, вызванными языковыми (межнациональными) факторами.

В связи с этим необходимо проводить следующие обследования; консультация логопеда, невролога, нейропсихолога, психолога, психиатра, инструментальные исследования - ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ (в случаях, требующих дифференциального диагноза с вялотекущими неврологическими заболеваниями). Дополнительно назначают консультации сурдолога и генетика.

Лечение нарушения чтения

Основное значение в формировании чтения имеет проведение специального комплекса логопедических занятий в индивидуальной и групповой форме. Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от тяжести дислексии и может составлять 180 и более занятий. С целью активации деятельности мозговых структур проводят терапию с использованием различных нейрометаболических стимуляторов (производные и аналоги ГАМК, цереброваскулярные средства, полипептиды, органические композиты и др.). При наличии сопутствующих эмоциональных и поведенческих расстройств добавляют седативные и антидепрессивные препараты. В качестве дополнительных лечебных мероприятий назначают физиотерапию, лечебную физическую культуру, массаж.

Какой прогноз имеет нарушение чтения?

Улучшение навыков чтения в процессе лечебно-коррекционных мероприятий.

 

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность - "Лечебное дело"

Другие врачи

!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.




Поделись в социальных сетях

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.