Схожая генная активность объединяет разные психические расстройства

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

13 июня 2018, 09:00

Похожая генетическая картина обнаружена сразу при нескольких психических расстройствах: при депрессивном состоянии, аутизме, маниакально-депрессивном психозе и шизофрении.

У больных, страдающих психоневрологическими проблемами, функция головного мозга нарушена – прежде всего, существуют изменения на уровне нервных клеток, а также на молекулярном уровне.
Однако и клеточно-молекулярные нарушения появляются не на ровном месте. К примеру, один из генов перестает работать, либо, наоборот, работает слишком активно. Как следствие, в нервной клетке формируются очень крепкие синапсы, либо, напротив, ослабленные, - это оказывает непосредственное влияние на процессы восприятия, на эмоциональную сферу и когнитивную способность.

Ученые задались целью определить генетические изменения, влияющие на развитие отдельных психических патологий. В ходе исследований стало понятно, что такие патологии имеют много общего в плане генетической картины.

Каким образом это проявляется? Наследственная информация вначале переносится с ДНК на РНК. Происходит синтез молекул РНК, на которых впоследствии продуцируются белковые молекулы (так называемая транскрипция и трансляция). При адекватной генной активности РНК продуцируется много, а при нарушенной – мало.

Ученые, представляющие Калифорнийский Университет (Лос-Анджелес), сопоставили генную активность в семи сотнях образцов мозговой коры, выделенной у пациентов, при жизни страдающих такими патологиями, как аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, депрессивные состояния и алкоголизм. Дополнительно были исследованы и образцы, взятые у здоровых лиц.
Генная активность оценивалась по РНК. Оказалось, что упомянутые выше болезни имеют немало общего. Схожесть в работе генов была обнаружена при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе, при шизофрении и аутизме. Общие изменения относились к генам, контролирующим возбуждение нервных клеток, а также их способность создавать и пропускать электрохимические импульсы.
Но: каждая патология обладает своими характеристиками, которые позволяют различать болезни на практике. Парадоксально, что при схожей генетической картине возникают совершенно разные клинические признаки.

К слову, генная активность при алкоголизме отличалась и не имела упомянутой выше схожести. Полученная в ходе исследований информация, вероятно, позволит в дальнейшем подумать о создании новых эффективных методов терапии психопатологий. Однако один вопрос всё же остается нерешенным: по какой причине имеются такие кардинальные различия в клинических проявлениях перечисленных болезней? Отдельные эксперты предполагают, что необходимо продолжать исследования и оценивать генную активность не в коре в целом, а в обособленных группах нервных клеток, либо даже непосредственно в самих клетках. Возможно, на более глубоком уровне имеются какие-либо выраженные отличия, приводящие к несоответствию клинической картины.

Статья об исследовании опубликована на страницах Science.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]