Безрубцовое заживление ран возможно

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.04.2020

24 февраля 2020, 09:33

Научные исследователи, представляющие Мюнхенский Центр Гельмгольца, приступают к разработке нового метода безрубцового ранозаживления.

Ранее ученые полагали, что вероятность восстановления кожных повреждений без формирования рубцов слишком мала, поскольку требует достаточно сложных техник, работающих на уровне клеток. На сегодняшний день медики изменили свое мнение и считают, что современные технологии вполне способны справиться и с этой революционной проблемой.

Европейская организация ERC в ближайшие годы планирует вложить примерно два миллиона евро в проектную экспедицию ScarLessWorld, которая стартует во главе с профессором Ювалом Ринкевичем. «Во все времена люди стремились к осуществлению возможности регенерации тканей и органов. И немного странно, что эта отрасль на сегодняшний день изучается в недостаточном масштабе», - рассказывает профессор Ринкевич, руководящий научной группой клеточного лечения хронических легочных патологий.

Сотрудники Института биологии легких во главе с профессором совсем недавно дали о себе знать новым открытием. Так, специалисты обнаружили, что фибробласты – соединительнотканные структуры, участвующие в ранозаживлении – это не однородное вещество, а, по крайней мере, четыре вида клеток, каждый из которых по-своему воздействует на образование рубцов.

«К примеру, при повреждении кожных покровов эмбриона регенерация происходит бесследно. А вот у взрослого человека после заживления ран всегда остаются рубцы», - рассказывает профессор.

Дальнейшие эксперименты привели к тому, что ученые обнаружили гетерогенность кожных фибробластов. Количество регенерирующих клеток с течением лет уменьшается, а число рубцовообразующих структур, наоборот, растет. При пересадке эмбриональных фибробластов в поврежденные ткани взрослого грызуна формирование рубцов происходит практически незаметно, шрамы не образуются. На основании такого открытия ученые задумались о разработке методики безрубцового восстановления тканей, для последующего внедрения в клиническую практику.

Экспедиционная работа, анонсированная исследователями, предполагает составление полного перечня кожных фибробластов, определение их значения в механизме регенерации, идентификацию генов, ответственных за ранозаживление и формирование рубцов, а также клиническое испытание с дальнейшим практическим введением новой технологии в действие.

«В настоящее время способы предупреждения формирования грубых шрамов – в частности, после ожогов – очень ограничены. Если открытие будет признано успешным, то его можно будет использовать для терапии не только ран и ожогов, но и легочного фиброза, при котором также происходит процесс тканевого рубцевания», - говорят эксперты.

Информация представлена на странице ресурса NCBI