^

Устройство велосипеда

, медицинский редактор
Последняя редакция: 20.11.2021
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Устройство велосипеда только для новичков кажется сложным, каждый, кто освоил байк, уже знает, что такое руль для велосипеда, как происходит сборка велосипеда и насколько сложна настройка велосипеда. Велосипед, даже самый «любимый», верный и удобный, рано или поздно приходится менять, то ли в силу изношенности, то ли по вполне объяснимой причине - желание приобрести более новую, современную модель. Если вы решили купить новый велосипед, выбор моделей очень велик, но вот способ приобретения предполагает только два пути – купить уже собранный велосипед, либо же узнать, что такое сборка велосипеда и постараться собрать его своими руками из купленных деталей. Обычно фанаты велосипедного спорта покупают готовую модель – она немного экономичнее по стоимости, да и нет необходимости его собирать, кроме того настройка велосипеда не так проста, как кажется на первый взгляд.

Однако есть причины, по которым человек все же выбирает вариант самостоятельной сборки, побуждает его к таким действиям следующие факторы:

  • Выбор в пользу конкретной модели сделан, но специализированные магазины не могут предоставить данную модель в сборке.
  • Желание иметь необыкновенный, эксклюзивный байк, который будет персональной гордостью и предметом завистливых взглядов.
  • Экономия средств при покупке деталей постепенно, часть за частью.
  • Просто желание проверить свои способности и умения в смысле сборки велосипеда.

Устройство велосипеда стандартно включает следующие части и детали:

  1. Рама – одна из самых значимых деталей велосипеда, которая состоит из:
    • Верхней трубы
    • Нижней трубы
    • Подседельной трубы
    • Задних нижних перьев
    • Задних верхних перьев
    • Рулевой трубы
  2. Тормозные ручки
  3. Грипсы
  4. Манетки
  5. Вынос
  6. Руль для велосипеда
  7. Рулевая колонка для велосипеда
  8. Вилки для велосипедов
  9. Обод
  10. Покрышки
  11. Спицы
  12. Втулка
  13. Тормоза для велосипеда
  14. Седло
  15. Подседельный штырь
  16. Кассета
  17. Задний амортизатор
  18. Рок-ринг
  19. Шатуны
  20. Цепь
  21. Педали
  22. Задний и передний переключатель

Рама для велосипеда

Устройство велосипеда – это его основа, то есть рама. Важно не только геометрическая конструкция рамы, но и материал, из которого она изготовлена. Рама- это та опора, которая помогает выдержать преодоление препятствий на пересеченной местности, от геометрических параметров рамы, от ее размеров зависит удобство посадки велосипедиста. Чем опытнее велосипедист, тем больше он предпочитает низкую посадку, опираясь в основном на руки. Рама – это, пожалуй, первое, с чего начинается сборка велосипеда, так как к ней крепятся практически все части байка:

  • вилки для велосипеда,
  • руль для велосипеда,
  • колеса,
  • сиденье,
  • ходовая часть,
  • тормоза для велосипеда,
  • переключатели скорости,
  • петух – кронштейн, закрепляющий переключатель.

К раме при необходимости крепится багажник и прочие запчасти, создающие максимальный комфорт для владельца байка.

Руль для велосипеда

Как говорил великий Энштейн « Жизнь – это вождение велосипеда, сохраняй равновесие – двигайся», так вот без рулевого управления, как бы ты быстро не двигался, сохранить предложенное ученым равновесие невозможно. Руль для велосипеда – суть управления им, это бесспорно и не требует дополнительной аргументации. Руль – это трубка, изготовленная из карбона или специального металла, которая крепится к байку с помощью выноса. Кроме того, что руль несет ответственность за управление велосипедом, он еще принимает на себя, так же как и рама, вес велосипедиста. На руле крепится ручка управления тормозами, переключатель скоростей, грипс, фары, катафот, рога, звонок и такой модный и очень удобный аксессуар, как велокомпьютер.

Виды руля для велосипеда

  • Горные велосипеды, как правило, оснащены прямым рулем, другие модели, такие как, например, гибридные имеют вертикальный, поднятый руль. Такие типы руля не предназначены для длительных поездок, поскольку предполагают ограниченные варианты положения рук.
  • Для туристов более подходит руль, который выполнен в виде капли, он так и называется – руль-капля. Этот тип руля предполагает небольшой наклон, который помогает удерживать руки от соскальзывания вперед.
  • Руль для велосипеда, названный руль-бабочка, чрезвычайно популярен у европейских велосипедистов. Подобный руль для велосипеда предполагает четыре позиции рук, что помогает снизить нагрузку на них. Руль подходит для тех, кто предпочитает дальние путешествия и поездки.
  • Руль-усы – еще один вариант руля, предназначенного для дальних расстояний, позволяет менять позиции рук и располагать корпус вертикально.
  • Руль для велосипеда, названный руль-рога. Это вариант руля, предназначенного для управления байком, выигрывающим скоростную гонку. Идеальный тип руля для преодоления препятствий, в поездках по бездорожью.

Руль для велосипеда оснащается грипсами (ручками) – резиновыми, щелевыми, словом такими, которые создают удобство и комфорт в управлении. Вынос руля также важен, поскольку он регулирует удобство посадки велосипедиста. Для прогулок подбирается более вертикальная посадка, для скоростных гонок – аэродинамические варианты, то есть более низкие. Соответственно специфике выбирается и вынос, который в последних современных моделях велосипедов изготавливается регулируемым.

Вилки для велосипедов

Это важная часть, которую включает в себя устройство велосипеда. Вилки для велосипедов являются несущим механизмом управления. С помощью вилки удерживается переднее колесо, соединяется колесная ось с рулем, а также выполняется множество функций, среди которых можно указать следующие:

  • Контроль точности траектории колеса.
  • Точность поворота колесо адекватно углу поворота руля.
  • Управление нагрузкой переднего тормоза для велосипеда при торможении.
  • Нейтрализация вертикальных колебательных движений переднего колеса при преодолении дорожных препятствий и езде по неровной местности.
  • Контроль безопасной езды за счет прочности конструкции.

Вилки для велосипедов могут быть жесткие и мягкие или амортизационные. Жесткие вилки – это фиксированная конструкция, имеющая свои преимущества, однако наиболее популярны амортизационные вилки для велосипедов. В адаптивных, амортизационных вилках основной «изюминкой» является элемент, амортизирующий нагрузку. Это может быть пружина с воздухом, или воздух и масло, все чаще стали встречаться модели, в которых присутствуют все три амортизирующие компоненты.

Система переключения передач

Устройство велосипеда так же, как и настройка велосипеда предполагает наличие качественной системы переключения передач. В систему входят следующие части:

  • Моноблоки, включающие ручки переключения скорости, ручки тормозные. Манетка (моноблок) может быть триггерной или грипшифтовой. Триггерный моноблок работает на основе куркового механизма, грипшифт – на основе барабанного механизма.
  • Передний переключатель обеспечивает передвижение цепи по звездам, переключатель присоединен тросами к манетке. Сборка велосипеда в этой части чрезвычайно проста, поскольку передний переключатель, пожалуй, самый несложный механизм в устройстве велосипеда.
  • Переключатель задний предназначен для перебрасывания цепи на разные звезды велосипедной кассеты. Он также присоединяется тросами к моноблоку, но собирать эту часть конструкции сложнее, чем передний переключатель. Кроме того задний переключатель постоянно контактирует с грязью, водой, поэтому считается достаточно хрупким механизмом.
  • Тросы, которые отходят от манетки и обеспечивают передачу действий рук велосипедиста к тормозной системе с помощью переключателей. Устройство велосипеда предполагает наличие четырех тросов, однако есть такие тормоза для велосипедов, где тросы заменяются гидравлическими линиями, а передатчиком усилий велосипедиста служит масло и давление поршня в манетках.

Тормоза для велосипедов

Скорость – это прекрасно, однако велосипед должен быть управляемым, то есть иметь тормоза. Система торможения предполагает выбор трех типов тормозов:

  • Торможение с помощью хода педалей в обратную сторону – механизм действия тормозного барабана.
  • Тормоза для велосипеда, устроенные по типу клещей. Они зажимают обод колеса.
  • Тормоза для велосипеда, работающие за счет сжатия диска на колесной втулке, как тормоз в мотоцикле.
  • Дисковые и ободные тормоза могут быть как механическими (на тросиках), гидравлическими, так и комбинированными.

Система

Система – это специальный набор из передних звезд, шатуна, педалей и цепи. В систему входят, как правило, три звезды, для шоссейных байков достаточно две звезды. Часто система имеет защиту из пластика, чтобы между цепью или зубьями не зажималась одежда. К шатунам, прикрепленным к системе, присоединяются педали. Педали выбираются в зависимости от типа велосипеда и основной задачи – скорость, преодоление препятствий или просто путешествия. Педали могут быть такими:

  • Стандартные педали с ремешком – туклипсы.
  • Простые педали без креплений и ремешков.
  • Контактный тип педалей, предполагающий крепление на специальной велообуви.

Устройство велосипеда включает в себя и довольно сложный механизм – цепь, которая быстро изнашивается, требует регулярного ухода – чистки, смазки.

Кассета – это набор звездочек, предназначенных для задней части велосипеда. Чем больше в кассете звезд, тем качественнее передача и тем меньше усилий нужно прикладывать при покорении вертикального, крутого склона.

Колеса велосипеда

В устройство колеса входят такие детали:

  • Обод, от прочности которого зависит вся прочность колеса, а также и скорость. Горный велосипед обычно оснащается ободом с диаметром от 26 до 29 дюймов, шоссейная модель имеет обод 27-28 дюймов.
  • Покрышка, которая создает устойчивость при езде по различной местности, также покрышка влияет на скоростные свойства велосипеда. Безпротекторные покрышки называются «сликами», покрышки, имеющие боковые шипы – «полуслики». «Шиповки» - это полностью протекторные покрышки.
  • Колесные втулки, обеспечивающие вращательные свойство колеса на оси. Втулки также удерживают спицы.
  • Спицы – очень хрупкий и уязвимый элемент велосипедной конструкции, поскольку именно спицы принимают основные удары при езде по пересеченной, неровной местности. Колеса, как правило, спицются трехкрестнм образом, есть перекрест солнышком. Горные велосипеды имеют от 32 до 36 спиц в колесе.
  • Ниппель, который держит воздух в велосипедной камере.

Седло для велосипеда

Седло – это такое место, которое априори должно обеспечивать максимальный комфорт для велосипедиста. Велосипеды шоссейного типа имеют довольно длинные и узкие седла, горный велосипед оснащен широким седлом, есть седла подпружиненные, которые помогают удерживать вертикальное положение корпуса. Ранее существовала четкая дифференциация седел по так называемому половому признаку, современные модели велосипедов предлагают уравнять подобное неравенство, они, как правило, оснащены универсальными типами седел.

Глагол или подседельный штырь, от высоты которого также зависит посадка байкера, также глагол регулирует расстояние ног велосипедиста от педалей до поверхности земли. Штыри могут быть жесткими или амортизационными.

Подседельный хомут или эксцентрик, который предназначен для зажима глагола в раме.

Сборка велосипеда

Если вы решили, что устройство велосипеда не представляет для вас особой тайны, сборка велосипеда в таком случае также должна получиться. Разумеется, собирать велосипед лучше под чутким руководством опытного велосипедиста. Однако, если вы хотите проверить собственные силы и применить знания, умения и навыки, пробуйте. В конце концов, возможно в процессе сборки вы сможете собрать совершенно уникальную модель, подтверждая выражение «изобретать велосипед можно бесконечно».

Прежде всего, вам потребуется следующий набор инструментов, без которого сборка велосипеда, так же как и настройка велосипеда, невозможна:

  • Шестигранные ключи, лучше в наборе.
  • Съемник для каретки и кассеты.
  • Съемник для системы.
  • Выжимка для велосипедной цепи.
  • Метрические гаечные ключи, лучше в наборе.
  • Плоскогубцы и молоток.
  • Ключ спицевой.
  • Кусачки.
  • Смазка.

Сборка велосипеда начинается с рамы и вилки, которые вы уже подобрали в соответствии с выбранной моделью и поставленной задачей - путешествия по пересеченной местности, просто прогулки или же скоростные гонки. Также важно перед сборкой проверить адекватность и соответствие друг другу манетки, количества звезд, системы передних звезд и цепи. Самая большая звезда в передаче должна быть в соответствии с передним переключателем, задний переключатель – максимальному размеру звезды, кассете и манеткам. Также важно предварительно собрать колеса, для их сборки понадобится станок и зонтомер для контроля точности расположения обода в вилке и контроля его биения. Перед тем как сборка велосипеда начнется, можно надеть на обод специальный флиппер (ленту), чтобы нейтрализовать риск прокола камеры.

Сборка велосипеда – что можно сделать самостоятельно, а что стоит доверить специалисту мастерской.

Профессионалу можно, и даже необходимо, поручить установку рулевой колонки. В домашних условиях вряд ли будет возможность качественно запрессовать чашки в раму, а специальный инструмент, позволяющий это сделать покупать нецелесообразно. Также только в мастерской возможно заторцевать рулевой стакан рамы, то есть вывести стакан перпендикулярно к его оси. Для такой операции потребуется фрезерный станок, который также приобретать для домашней сборки никто не станет. Если же есть желание рискнуть, можно все эти процедуры попробовать сделать самостоятельно с помощью обычной дощечки и банального молотка. Однако, подобные эксперименты затратны по времени, кроме того вам гарантированы нервные стрессы.

Дома можно установить на вилку упорное кольцо рулевой колонки, которое надевается вручную на трубу. Осадить кольцо легко с помощью молотка и трубочки адекватного диаметра. Далее устанавливаем якорь и кареточный узел, лучше, если он будет капсульным, поскольку такой тип каретки не требует дополнительной регулировки. Обратите внимание, устройство велосипеда и сборка велосипеда предполагает, что с правой стороны рамы каретку нужно закручивать против часовой стрелки, левая сторона рамы – наоборот. Чтобы процесс закручивания был более удобным, резьбу необходимо предварительно смазать.

Сборка велосипеда – рулевой узел. Если вилки велосипеда не имеют резьбы, то первоначально собирается узел: нужно установить побольше колец, попробовать ездить, проверить ощущения, отрегулировать длину штока уже после апробации (отрезать лишнее). Если же колонка и вилка имеет резьбу, придется рисковать, примеряя их по месту и отпиливая лишнюю часть штока вилки. Далее устанавливается вынос, с предварительно натянутыми подшипниками.

Важный этап – установка велосипеда на колеса (хорошо, если это будет происходить на специальной стойке), закрепление эксцентриками (закручивание оси). Следующий шаг – установка руля, оснащение его тормозными ручками и манетками. Надеваем грипсы и рога. Грипсы хорошо закрепляются, если предварительно в них налить немного спирта, который быстро испаряется и создает необходимое прилегание к рулю.

Следующий этап – установка системы, перед которой смазывают ось. При установке системы необходимо следить за крепким затягиванием болтов. В дальнейшем, после каждого стокилометрового пробега, крепления нужно регулярно проверять и подтягивать.

Устанавливаем (прикручиваем) переключатели – задний и передний. Для установки цепи нужно предварительно запрессовать штифт выжимкой. Закрепляем тормоза для велосипеда, прокладываем тормозные тросики и тросики переключения, обрезая их с запасом, обжимая концы.

Устанавливаем педали. Сборка велосипеда предполагает, что правая педаль имеет правостороннюю резьбу, левая педаль – соответственно левостороннюю, таким образом, предотвращается возможность откручивания педалей в процессе эксплуатации. Собираем подседельный штырь, а затем седло.

Все остальные детали – крылья, фонари, сумки и прочие аксессуары устанавливаются довольно легко и без дополнительных рекомендаций.

Перед тем как начинать эксплуатировать собранную модель, необходимо его отрегулировать, то есть, нужна настройка велосипеда. Настройка велосипеда проходит следующим образом:

  • Выравнивание руля по отношению к плоскости переднего велосипедного колеса (перпендикулярно).
  • Затягивание рулевой колонки.
  • Натяжение подшипников после проверки наклоном – велосипед наклоняют набок таким образом, чтобы колесо без заеданий могло наклониться вниз (передней кромкой).
  • Проверка плавности вращения колеса.
  • Регулировка выноса по удобной высоте. Отпустить болты, которые крепят вынос на трубке вилки, затянуть верхний болт, затем подтянуть болты выноса.
  • Установка руля в нужном положении.
  • Регулировка положения тормозных ручек и моноблока (манеток).
  • Регулировка векторных тормозов. Перед тем, как затянуть колодки, можно положить под заднюю часть маленькую монету. Зазор в свободном состоянии должен быть не более 2 миллиметров.
  • Регулировка переключения. Выставляется крайнее положение переключателей с помощью винтов таким образом, чтобы добиться четкости переключения. Если все сделано правильно, цепь не будет задевать и цепляться за раму.

Устройство велосипеда, сборка велосипеда и его настройка только кажутся делом тяжелым и неподъемным. В действительности, при желании и достаточном уровне мотивации, все преодолимо, так же как и препятствия, который способен покорить собранный собственными руками велосипед.


Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.