09 февраля 2012, 16:12

Бактерия Helicobacter pylori перевоспитывает иммунную систему хозяина так, что она перестаёт атаковать саму бактерию, а заодно и клетки дыхательных путей, что значительно снижает вероятность развития бронхиальной астмы.

Желудочную бактерию Helicobacter pylori долгое время обвиняли в том, что она служит причиной целому ряду опасных заболеваний, от язвы желудка до рака. В конце концов, были предприняты решительные шаги, чтобы избавить мир от этой опасной и весьма распространённой бактерии.

Действительно, после того как H. pylori объявили войну, статистика по раку желудка в Европе и Северной Америке пошла на спад. Но одновременно участились случаи заболевания астмой. Связь между бактерией и астмой становилась всё более очевидной, но продемонстрировать конкретные механизмы влияния H. pylori на иммунную систему никому не удавалось.

Причина астмы в том, что иммунитет начинает атаковать клетки дыхательной системы, что выражается в воспалении и сужении дыхательных путей. Исследователям из Цюрихского университета (Швейцария) удалось показать, как кишечная бактерия учит иммунитет терпимости и благоразумию.

Две разновидности иммунных Т-клеток определяют силу иммунного ответа: одни стимулируют воспаление, другие, Т-регуляторы, наоборот, сдерживают. Адекватность иммунитета зависит от баланса между ними. Астма начинает развиваться тогда, когда «ястребов» становится больше. В статье, опубликованной в Journal of Clinical Investigation, говорится, что H. pylori перепрограммирует древовидные иммунные клетки так, чтобы иммунитет не трогал саму H. pylori. Очевидно, что H. pylori действует в своих интересах, но и хозяин получает от этого выгоду. Древовидные клетки смещают баланс Т-клеток в пользу Т-регуляторов. В итоге у иммунной системы исчезает патологическая бдительность, и она перестаёт нападать на своих.

Люди, у которых в желудке живёт H. pylori, не обязательно получат рак, но зато они гарантированно защищены от астмы. Считается, что эта бактерия ведёт себя хорошо и даже приносит пользу, пока её ничто не тревожит. Однако многие учёные полагают, что это слишком капризный симбионт, чтобы польза от него перекрывала тот вред, который он может нанести. В современном мире мы постоянно подвергаемся разнообразному стрессу, и вряд ли сегодня возможно всю жизнь сохранять хорошие отношения со своенравной бактерией. А избавиться от астмы, чтобы потом получить рак, не кажется такой уж равноценной заменой.

Исследователи уже работают над тем, чтобы определить вещество, посредством которого H. pylori перевоспитывает иммунную систему. С его помощью можно защититься от астмы без того, что пускать в свой желудок этого очень условно полезного симбионта.

При сочетании двух заболеваний дыхательной системы – воспаления слизистой бронхов инфекционной этиологии (бронхита) и сужения их просветов при сенсибилизации (бронхиальной астмы) – может диагностироваться бронхит при бронхиальной астме.

Бронхиальная астма - хроническое воспалительноне заболевание дыхательной системы, которое сочетается с бронхообструкцией, имеющей обратный характер под влиянием медицинских препаратов.
Акцент в лечении астмы ставится на борьбе с инфекцией и аллергической реакцией, а также на повышении иммунитета, а для этого очень важна не только грамотная терапия, но и правильное питание.
Новейшие исследования по теме Желудочная бактерия Helicobacter pylori снижает риск развития бронхиальной астмы