Йогурты-пробиотики не оказывают положительное влияние на микрофлору кишечника

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

27 октября 2011, 11:24

Если бактерии, содержащиеся в йогуртах и оказывают положительное влияние на микрофлору кишечника человека, то они делают это непонятным науке способом. Исследователям не удалось обнаружить ни малейших сдвигов в микрофлоре кишечника человека после систематического употребления йогуртов-пробиотиков.

А ведь как проводится реклама! «Бактерии, которые содержатся в продукте, помогут вам восстановить микрофлору и нормализовать работу кишечника»... Ирония заключается в том, что если бактерии в йогурте и помогают, то каким-то неизвестным способом, о котором наука ничего не знает. Ученые-микробиологи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) пришли к выводу, что бактерии в йогуртах не оказывают никакого эффекта на микрофлору желудочно-кишечного тракта и уж совершенно точно не в состоянии заменить её собой.

Ученые привлекли к участию в исследовании семь пар однояйцовых близнецов. Один из близнецов каждой пары при одинаковом рационе питания регулярно употреблял йогурт популярной марки, содержащем пять бактериальных штаммов. Поскольку близнецы генетически идентичны, влияние на микрофлору кишечника других факторов, кроме рациона, было сведено к минимуму.

Через какое-то время микробиологи проводили анализ ДНК микрофлоры кишечника у добровольцев. Оказалось, что молочнокислые бактерии из йогурта  не влияли на видовой состав «коренных» бактерий. Джеффри Гордон - руководитель проекта, заявил, что не был удивлён результатом исследования. В кишечнике обитают десятки триллионов бактерий, и те несколько миллиардов, что прибывают вместе с йогуртом, вряд ли могут как-то повлиять на сложившуюся систему микрофлоры кишечника человека.

Результаты получили подтверждение и в экспериментах на животных. Ученые получали гнотобионтных мышей, лишённых собственной микрофлоры, и подселяли в их кишечник 15 видов микроорганизмов, которые обитают у человека. После чего мышей опять-таки кормили йогуртовыми бактериями. И вновь йогуртовые бактерии не оказали никакого влияния на состав укоренённой кишечной микрофлоры животных. Правда, как пишут ученые в журнале Science Translational Medicine, при этом удалось обнаружить изменения в генетической активности бактерий-резидентов: у них повысилась активность генов, отвечающих за переработку углеводов. Такое же повышение активности наблюдалось после попадания в кишечник и у одной из «внешних» бактерий, Bifidobacterium animalis lactis.

В последнее время производители, которые занимаются созданием и продвижением «биоактивных» продуктов, всё чаще подвергаются критике, требующей подтвердить полезность и «биоактивность» йогуртной  продукции. Но дело в том, что подобрать адекватную экспериментальную систему, которая бы оценила её влияние на ту же микрофлору, довольно непросто. Животные-гнотобионты могли бы послужить в этом деле, так как в данном случае все факторы, которые влияют на их микрофлору, находятся под контролем исследователя. Но, как видно, нужно быть готовыми к тому, что не все йогурты окажутся одинаково полезны.

Пока возражения против полученных результатов сводятся к тому, что в исследовании принимало участие слишком мало людей, и не проводился достаточно подробный анализ бактериальной ДНК. Что же до экспериментов на животных, то здесь указывают на то, что кишечник мышей всё-таки приспособлен для обитания в нём собственной, а не навязанной (человеческой) микрофлоры. Не исключено, что бактерии из йогурта всё же оказывают положительный эффект на самочувствие человека, вот только науке об этом ничего неизвестно.