Взаимосвязь бактерий в кишечнике и роста раковой опухоли в печени

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024

13 октября 2018, 09:00

Исследователям удалось обнаружить, что бактерии, населяющие кишечник, способны контролировать рост ракового процесса в печени.

Отдельные разновидности Клостридий угнетают собственную антиопухолевую защиту в организме и вмешиваются в процессы выделения желчных кислот.

Еще несколько лет назад ученые экспериментально подтвердили, что многочисленные колонии внутрикишечных микробов оказывают влияние на качество антиопухолевого иммунитета. Однако развитие подобного механизма при раке печени не прослеживалось.

Для исследователей стало неожиданным то, что бактерии могут контролировать иммунный ответ по отношению к первичным и метастатическим процессам. Научный проект был организован сотрудниками Американского Национального Института рака. Полученные результаты позволили по новому оценить развитие раковой опухоли в печени, а также заново проанализировать возможность лечения и профилактики онкологии методом контроля качества кишечной флоры.

Пищеварительная система человека – это место, где обитает огромная популяция бактерий, в совокупности представляющая кишечную микрофлору. Несколько миллионов бактериальных и грибковых колоний в полной мере влияют на самочувствие и здоровье человека. Эти микроорганизмы потенцируют ответ иммунной системы на внедрение патогенов; они участвуют в процессах пищеварения и метаболизма. В тканях печени, к примеру, бактериальная флора корректирует выделение кислот желчи.

Выраженные изменения баланса микрофлоры происходят в периоды инфекционных заболеваний и нарушений обмена веществ.

Ученые отмечают, что и первичная, и метастатическая опухоль печени – это наиболее частая причина летального исхода американских онкобольных. Функция печени во многом зависима от состояния кишечника, а побочные продукты обмена внутрикишечных микроорганизмов через кровоток попадают в печень. Так и есть: кровь, оттекающая от кишечника – это примерно 70% всего печеночного кровоснабжения.

Во время исследования специалисты привлекли к процессу подопытных грызунов с первичным и метастатическим раком печени. Антибиотикотерапия, как оказалось, не только приводила к угнетению микрофлоры кишечника, но и уменьшала размеры опухоли. Вывод мог быть лишь один: определенные бактерии потенцируют развитие рака.

«Мы задались вопросом: почему у грызунов, которым проводилась терапия антибиотиками, «включался» антиопухолевый иммунитет, повышалась популяция NK-киллеров и выработка протеина CXCL16 в структурах эндотелия? Перечисленные клетки являются природными врагами раковой опухоли в организме», - объясняет Тим Гретен, один из авторов проекта. Ответ на этот вопрос ученые нашли: кислоты желчи осуществляют контроль над экспрессией CXCL16. Стало быть, состав желчи каким-либо образом влияет на антиопухолевую защиту.

На финальном этапе эксперимента специалисты обнаружили и бактерию, манипулирующую иммунной реакцией. Ней оказалась Клостридия – распространенный микроорганизм, «проживающий» внутри кишечника человека и млекопитающих. Увеличение колоний Клостридий в кишечной полости приводило к снижению количества NK-киллеров и потенцировало развитие рака.

«Желчная масса не только участвует в эмульгировании и усвоении липидов, но и влияет на функциональность иммунитета», - комментирует открытие один из экспертов.

Вероятно, в дальнейшем ученые будут работать над возможностью применения антибиотикотерапии в борьбе с раковыми процессами в печени.

Итоги исследования представлены на страницах Science.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]