Витамин, содержащийся в молоке избавляет от ожирения и диабета

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

18 июня 2012, 09:18

С помощью витамина, содержащегося в молоке, можно управлять работой митохондрий так, чтобы жить без ожирения, диабета и в прекрасной физической форме.

Исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) сообщают об удивительных свойствах рибозида никотинамида, который можно обнаружить во множестве продуктов, от молока до пива. Эта модификация витамина никотинамида известна давно, есть данные, что она влияет на активность митохондрий. Но более подробных исследований, касающихся этого вещества, никто не предпринимал.

В статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism, швейцарцы описывают полезные эффекты, которые рибозид никотинамида давал у мышей. Во-первых, животные, которых держали на жирной пище, весили на 60% меньше, если им в еду подмешивали это вещество. Более того, рибозид защищал от диабета, который развивался у мышей при ожирении. И даже у животных, которые сидели на нормальной, не жирной диете, препарат повышал чувствительность тканей к инсулину. Во-вторых, вещество повышает мышечную силу: мыши, которые получали рибозид, становились более выносливыми и вообще приобретали лучшую физическую форму. В-третьих, после восьми недель приёма рибозида никотинамида у животных улучшалась терморегуляция.

Всё это, по мнению учёных, происходит из-за влияния рибозида на митохондрии. На митохондриях сходится множество метаболических путей: от них зависят и скорость расщепления жиров, и уровень окислительного стресса. Тот, кто научится управлять митохондриями, получит ключ к «долгой и счастливой жизни», и исследователи по всему миру пытаются найти средства, которые нужным образом влияли бы на эти органеллы.

Возможно, рибозид никотинамида станет одним из фаворитов: авторы работы полагают, что с его помощью можно добиться и продления жизни; во всяком случае об этом говорят результаты некоторых экспериментов, проведённых на нематодах. Что до биохимических подробностей, то рибозид повышает уровень NAD, одного из важнейших коферментов в реакциях получения энергии. Он также стимулирует активность сиртуинов - ферментов, которые вовлечены в регуляцию работы митохондрий и которых многие называют молекулами долголетия.

В пользу нового чудо-витамина говорит ещё и то, что у него, кажется, нет побочных эффектов. Исследователи поднимали дозу рибозида в 10 раз выше той, что была необходима для терапевтического действия, - и никаких отрицательных симптомов у мышей не возникло. Вероятно, клетки обращаются к нему по мере надобности, а избыточные количества просто хранятся, не претерпевая никаких опасных трансформаций.

Но есть одна проблема, связанная с рибозидом, - чисто технического свойства. Его очень трудно синтезировать, а в естественных продуктах его чрезвычайно мало. Известно, что рибозид содержится в молоке, но определить там его концентрацию до сих пор не удаётся. То же и с другими продуктами: скорее всего, он там есть, но в каких количествах?

В общем, пьём молоко и надеемся, что учёные сумеют быстро и дёшево синтезировать рибозид никотинамида.