Вирусы обманывают иммунитет использую дружественные бактерии как маскировку

18 октября 2011, 21:45

Бактерии кишечной микрофлоры поддерживают мирные отношения с нашим иммунитетом. Некоторые вирусы сумели обратить это в свою пользу: они проходят под радарами иммунитета, в буквальном смысле оседлав дружественные бактерии и используя их как маскировку.

Ни для кого не секрет, что без бактериальной микрофлоры человек не прожил бы и дня. Большинство микроорганизмов, которые постоянно «снимают» в нашем теле жилплощадь, расплачиваются не первый взгляд незаметными, но незаменимыми услугами. Например, крупнейшая бактериальная диаспора - желудочно-кишечная микрофлора - помогает нам переваривать пищу, снабжает нас важными питательными компонентами собственного производства. Кроме того, микрофлора помогает отражать атаки болезнетворных бактерий и способствует очищению организма от вредных веществ.

Понятно, что дружественные бактерии должны уметь договариваться с иммунной системой, чтобы она их не атаковала. За тысячи лет сожительства наш иммунитет научился отличать бактерий-друзей от бактерий-врагов. Оказалось, что некоторые вирусы решили этим воспользоваться. В одной из двух статей, вышедших в журнале Science, говорится о вирусе полиомиелита, проникающем в организм с помощью желудочно-кишечных бактерий; вторая статья «винит» в томе же самом вирус рака молочной железы у мышей (MMTV). В обоих случаях учёные искореняли бактериальную микрофлору у мышей антибиотиками, а потом смотрели, как это повлияло на инфекционные свойства вирусов.

В первом случае полиовирус заражал животных в два раза хуже, чем в присутствии бактерий. То же самое было показано и для MMTV. Более того, исследователи проверили, как будет происходить передача вируса рака молочной железы от матери к детёнышу. Этот вирус передаётся вместе с материнским молоком, но если мать и детёныш не имели никакой кишечной микрофлоры, то детёныш проявлял устойчивость к вирусу. Однако стоило только в кишечнике у детёныша появиться бактериям, как организм был открыт для вируса.

Клеточная стенка бактерии сложена из липополисахаридных молекул, которые в случае дружелюбных микроорганизмов служат чем-то вроде удостоверения личности. Бактерия показывает свои «верительные грамоты» иммунным клеткам, в результате чего запускается цепь реакций, ведущая к подавлению иммунного ответа на присутствие этих бактерий. Так вот, по словам авторов статей, вирусы в буквальном смысле садятся верхом на бактерии: прикрывшись бактериальным липополисахаридом, они уклоняются от иммунной атаки.

Возможно, похожим образом вирус полиомиелита проникает и в человеческий организм. Правда, непонятно, что в связи с этим делать: не искоренять же в профилактическом порядке кишечную микрофлору, чтобы вдруг не получить полиовирус!

В повседневной речи часто встречается фраза «хороший иммунитет» или «слабый иммунитет». Под словом «иммунитет» люди понимают нечто, что защищает нас от различных заболеваний: вирусов, бактерий, инфекций и т.д.
Все, кто часто болеют или имеют детей, постоянно подхватывающих различные инфекции,  интересуются: можно ли с помощью внесения определенных изменений в рацион укрепить защитные силы организма и какие продукты повышают иммунитет?
Ребенок рождается с несовершенной и достаточно ранимой иммунной системой. Иммунитет укрепляется с течением времени и является отражением состояния здоровья малыша. Как повысить иммунитет у ребенка, чтобы оградить его от возможных заболеваний?
Новейшие исследования по теме Вирусы обманывают иммунитет использую дружественные бактерии как маскировку
В своих последних исследованиях специалисты из Лондонского колледжа выявили, что в развитии иммунитета основную роль играет белок

Наверное, большинство читателей знают о существовании редактора генома CRISPR, вокруг которого уже долго ведутся научные дискуссии и делаются различные открытия.