27 октября 2011, 12:29

Разная активность генов, которые управляют формированием головного мозга у эмбриона, определяет вероятность возникновения нервно-психических расстройств, а также оказывает решающее влияние на разницу в архитектуре мужского и женского мозга.

На формирование миллиардов нервных клеток и множества соединений между ними в геноме человека отведено 86% всех генов. Работы по изучению роли каждого «нервного» гена в формировании головного мозга ведутся давно. Но мало знать, какой ген за что отвечает. Необходимо также учитывать, что гены могут проявлять разную активность в зависимости от различных ситуаций, от того, где они располагаются, и в какую фазу развития вступила нервная система.

Учёные из Йельского университета (США) провели масштабное исследование, чтобы выяснить пространственно-временные особенности работы генов, которые определяют облик человеческого мозга. Была проведена обработка 1 340 образцов нервной ткани, взятых на самых разных фазах развития человека, от 40-дневного эмбриона до 80-летнего человека. В итоге была получена огромная по размерам картина генетической активности, включавшая 1,9 млрд параметров.

Анализ подобных данных, опубликованный в журнале Nature, послужил основой для множества выводов, но среди особенно любопытных можно отметить следующие. В зону интереса исследователей, естественно, не могли не попасть гены, связанные с возникновением шизофрении и аутизма. Симптомы обоих заболеваний, как считают, можно распознать в первые годы жизни человека или на ранних этапах взросления. Результаты анализа генной активности полностью с этим совпадают: было показано, что эти гены включаются ещё до рождения. От работы этих генов на пренатальной стадии зависит, возникнет ли у человека в будущем шизофрения или нет.

Также ещё при эмбриональном развитии человека начинает проявляться гендерная разница в активности генов. Учёные полагали, что различие между мужчиной и женщиной будет ограничено только генами, расположенные в Y-хромосомы. Но оказалось, что многие гены, отвечающие за формирование головного мозга и имеющиеся у обоих полов, работают по-своему у мужчин и женщин, и эта разница ощутима уже до рождения. Прощего говоря, межполовые отличия в архитектуре головного мозга, как и предрасположенность к нервно-психическим заболеваниям, большей частью формируется на этапе развития плода.

При этом, разумеется, надо помнить, что в работе не учитывалось влияние экзогенных факторов, которые могут затормозить развитие той же шизофрении. В течение жизни внешние факторы способны направлять действие других генов, которые будут противостоять первым, неправильно сработавшим у эмбриона. Что до межполовых различий, то тут представить себе такие внешние факторы, которые свели бы не "нет" гендерные особенности, всё же крайне затруднительно.

Основным проявлением данного состояния является нарушение тонуса мускулатуры тела, ее напряжение в сочетании с волевыми расстройствами.

Данное заболевания является не редким, оно присуще людям с другими нарушениями. В некоторых случаях, проявление болезни связано с сильным алкогольным опьянением.

Нейролептики - основной класс препаратов для лечения шизофрении. Их подразделяют на две основные категории: типичные нейролептики, и атипичные нейролептики. Ниже рассмотрены фармакологические свойства, в том числе и побочные эффекты, каждой из...

Новейшие исследования по теме Вероятность развития нервно-психических расстройств определяется еще до рождения
Курение помогает проявиться одному из генов, отвечающих за архитектуру мозга; некоторые варианты этого гена увеличивают вероятность развития шизофрении, так что при их наличии курение становится одним из факторов риска этого заболевания.

Специалисты давно определили, что бессонная ночь приводит к снижению внимания, однако последняя работа международных специалистов под руководством двух Лондонских университетов, показала, что сутки без сна способны спровоцировать у человека...