Углеводы помогут в лечении атеросклероза

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

01 июня 2018, 09:00

Оказывается, некоторые углеводы способны препятствовать формированию сосудистых бляшек вследствие атеросклероза, а также ускорять рассасывание уже имеющихся отложений.

Всем давно известно, что расстройства метаболизма могут дать толчок развитию атеросклероза. Внутри сосудистой трубки образуются характерные отложения, которые со временем трансформируются в атеросклеротические бляшки: их состав – это частицы холестерина, протеинов, кальция, иммуноцитов и пр. Для предупреждения формирования бляшек врачи всегда рекомендовали придерживаться здорового питания – например, резко ограничить употребление жирных блюд и сладостей, так как сахар может спровоцировать нарушения со стороны поджелудочной железы и эндокринной системы, что, в свою очередь, ускоряет развитие атеросклероза.

Но, как оказалось, не весь сахар одинаково вреден. Ученые, представляющие Университет Бонна, обнаружили: такой тип углеводов, как циклодекстрины, способен предупреждать появление атеросклероза. Циклодекстрины – это продукт ферментативной переработки крахмалов. Если рассматривать этот углевод в химическом плане, то он имеет вид кольца, состоящего из молекулярного ряда знакомой нам глюкозы. Циклодекстрины применяют повсеместно: для приготовления продуктов, косметики, и даже в биотехнологиях. Эти углеводы входят в состав антигрибковых средств и освежающих аэрозолей.

Специалисты говорят: «Систематическое инъекционное введение циклодекстрина позволяет почти наполовину уменьшить диаметр уже имеющихся сосудистых бляшек, а также предупреждает формирование новых отложений». Первые эксперименты, как водится, были проведены на грызунах. Часть из грызунов обладали наследственной предрасположенностью к атеросклерозу, а другая часть употребляла «нездоровую» пищу. По итогу эксперимента оказалось, что циклодекстрин размягчил кристаллы холестерина, снизил выраженность воспалительного процесса и потенцировал транспортировку холестерина из кровотока в ткани печени. Под влиянием этого вещества активизировался также специфический ген LXR, улучшающий обмен жиров в организме.

Несмотря на очевидные плюсы углевода, ученые пока не спешат внедрять новый препарат для лечения атеросклероза. Циклодекстрины входят в список разрешенных веществ для использования в фармацевтической и пищевой промышленности. Однако более доскональная проверка углевода все же необходима. В частности, нужно вычислить вероятность появления побочных симптомов во время лечения, так как ранее проводимые эксперименты косвенно указывали на негативное влияние веществ на слуховую функцию. Кроме этого, необходимо доказать, что циклодекстрины не усложняют работу печени, а также вычислить точные дозировки и особенности применения углеводных препаратов.

Не исключено, что в скором времени препараты с циклодекстрином станут активно применяться в комплексном лечении атеросклеротических нарушений.

Информация опубликована в издании Science Translational Medicine.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]