Ученые изучили долгосрочные последствия черепно-мозговой травмы

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 20.11.2021

13 января 2013, 14:45

Исследователи из Университета Южной Флориды и их коллеги из Медицинского центра ветеранов войны им. Джеймса А. Хейли изучили долгосрочные последствия черепно-мозговой травмы и обнаружили, что ЧМТ приводит к прогрессирующему ухудшению деятельности мозга, которое характеризуется воспалением и подавлением процесса регенерации клеток. Тем не менее, терапевтическое вмешательство всё же может помочь предотвратить гибель клеток.

Результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала «PLoS ONE».

«Согласно последним данным, в США около 1,7 миллиона человек страдают от последствий черепно-мозговой травмы, - говорит профессор Сезар Борлонган. – Кроме того, ЧМТ является причиной 52 000 смертей, что составляет 30% всех случаев смертей от травм».

Даже если ЧМТ сразу не приводит к необратимым последствиям, таким как смерть или инвалидность, в дальнейшем её последствия могут на протяжении длительного времени оказывать негативное влияние на здоровье человека, в первую очередь речь идет о неврологических расстройствах, например, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и посттравматическое слабоумие.

Поскольку американские военные принимали участие в конфликтах в Ираке и Афганистане, количество черепно-мозговых травм резко возросло.

«Травмы гиппокампа, корковых и таламических областей способствуют долгосрочным когнитивным повреждениям, - говорит соавтор исследования доктор Пол Сэндберг, Исследования показывают, что функциональные и когнитивные нарушений являются следствием черепно-мозговых травм».

ЧМТ включает в себя как острые, так и хронические стадии, что наглядно продемонстрировал эксперимент, проведённый учёными на мышах. Учёные говорят, что эксперимент поможет лучше понять и выявить терапевтические «мишени» для лечения после острой стадии.

«Наше исследование изучало длительные патологические последствия ЧМТ в различных областях мозга, таких как спинной стриатум, таламус, мозолистое тело, гиппокамп и церебральные плодоножки, - поясняют исследователи. – Мы обнаружили, что обширные нейровоспаления после ЧМТ вызывают вторую волну гибели клеток, что снижает пролиферацию клеток и препятствует регенеративным способностям мозга».

После обследования мозга крысы через восемь недель после травмы, исследователи обнаружили «значительное повышение регуляции активированных клеток микроглии, не только в области прямой травмы, но и в соседних, а также отдаленных областях».

Расположение воспаления коррелирует с потерей клеток и нарушением пролиферации клеток, говорят исследователи. Клетки микроглии выступают в качестве первой и основной формы иммунной защиты в центральной нервной системе и составляют 20 процентов от общей популяции клеток глии в мозгу. Они распространяются по всему головному и спинному мозгу.

«Наши исследования показали, что клеточная пролиферация значительно пострадала от каскада нейровоспалительных», - комментирует авторы.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]