Ученые узнали, как мозг поддается гипнозу

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

12 сентября 2016, 11:00

В Стенфордском университете команда ученых во главе с нейрофизиологом Дэвидом Спигелом выяснила, какая активность происходит в головном мозге человека во время гипнотического сеанса. Исследователей интересовало, почему не все люди поддаются гипнотическому воздействию. Изучив процессы, которые происходят в мозге при погружении в гипноз, эксперты пришли к выводу, что активность некоторых участков изменяется, причем чем больше человек восприимчив к гипнозу, тем выше активность.

В эксперименте исследовательской группы приняли участие добровольцы, которые в большей или меньшей степени поддающиеся гипнозу. Стоит отметить, что хорошо поддается гипнотическому воздействию каждый 10-й житель планеты, в исследовании пожелало принять участие более 500 человек, но из всех желающих ученые отобрали только 57 человек, 21 из которых практически не воспринимали гипноз.

Недавно учёные выяснили, почему некоторые не поддаются гипнозу.

Ученые отметили, что для чистоты эксперимента необходимо было отобрать добровольцев, которые не поддаются гипнотическому воздействию и которые вошли в состав контрольной группы. По словам доктора Спигела, зафиксировать процессы, происходящие в головном мозге во время гипноза, можно, однако без контрольной группы будет невозможно утверждать на 100%, что это связано именно с гипнотическим воздействием.

Во время гипнотического сеанса головной мозг участников эксперимента был просканирован при помощи магнитно-резонансного томографа, в результате чего были выявлены 3 области, в которых начинает меняться активность, при этом изменения наблюдались исключительно у тех участников, которые максимально реагировали на гипноз, а изменения начинались только во время сеанса гипноза.

Доктор Спигел отметил, что в первую очередь снижалась активность в передней части поясной извилины, это объясняется тем, что во время погружения с гипнотический сон человек больше ни о чем не думает и полностью охвачен процессом. Далее начинались изменения в островке Рейля и дорсолатеральной префронтальной коре, при этом между этими двумя участками наблюдалась активизация связей. Ученые отметили, что островок Рейля отвечает за контроль происходящих в организме процессов.

Дальнейшее наблюдение показали, что между префронтальным участком и дорсолатеральной корой происходит снижение связей, что может указывать на то, что между действиями человека, введенного в гипноз, и осведомленностью головного мозга происходит разрыв, что и влечет за собой определенные последствия, к примеру, выполнение действий, которые предлагает гипнотизер (отказ от курения, нечувствительность к боли и т.п.).

У участников, восприимчивых к гипнотическому воздействию, сеансы гипноза привели к уменьшению хронических болей, а также болезненности во время различных медицинских процедур (в частности, во время родов), посттравматических стрессах, при лечении зависимости от курения.

По словам Спигела, данная работа, проведенная его коллегами, поможет разработать новые методы лечения в основном для тех, кто не поддается гипнотическому воздействию, но перед тем, как подобная терапия станет общедоступной, потребуется еще несколько лет исследований.

trusted-source[1], [2], [3]