Ученые узнали, как марихуана влияет на мозг

02 марта 2012, 19:57

Исследования влияния марихуаны на мозг привели к неожиданному открытию: оказалось, что служебные клетки мозга, функцией которых считалась только поддержка и питание нейронов, могут активно контролировать состояние межнейронных контактов и влиять на работу нейронных цепей.

Марихуана помогла учёным пересмотреть принципы клеточной архитектуры мозга. Оказалось, что служебные клетки нервной ткани, необходимые для питания и опоры нейронов, могут активно вмешиваться в работу межнейронных соединений. Эти служебные клетки называются астроцитами; раньше никому и в голову не приходило подозревать их в управлении нейронными цепями.

Исследователи из научных центров Канады, Китая, Франции, США и Испании изучили влияние тетрагидроканнабинола, «действующего вещества» марихуаны, на кратковременную память. Известно, что курение марихуаны негативно сказывается на этом виде памяти, вот только как наркотик делает это? С помощью электродов, вживлённых в мозг крысы, учёные установили, что тетрагидроканнабинол ослабляет синапсы в гиппокампе, отделе мозга, отвечающем за память. Это был вполне ожидаемый результат: известно, что процессы обучения и запоминания сопровождаются формированием новых межнейронных связей в мозгу.

Тогда исследователи решили посмотреть действие марихуаны на молекулярном уровне - на уровне клеточных рецепторов. На поверхности нейронов есть специальные рецепторы для тетрагидроннабинола, называемые СВ1. Учёные получили ГМ-мышей, у которых нейроны гиппокампа переставали синтезировать этот рецептор. У одних животных был выключен синтез СВ1 в нейронах, использующих в качестве нейромедиатора дофамин, у других - в нейронах, использующих гаммааминомасляную кислоту. Авторы работы полагали, что без соответствующих рецепторов марихуана перестанет оказывать влияние на синапсы, и молекулярный механизм её действия на память можно будет считать раскрытым. Мыши с мутантным геном рецептора должны были вспомнить дорогу лабиринте до и после приёма тетрагидроннабинола. Но даже с выключенными рецепторами мыши всё равно забывали только что выученную дорогу.

Это навело учёных на мысль, что всё дело может быть в таких же СВ1-рецепторах, только находящихся на мембранах астроцитов. Когда и эти рецепторы были выключены, марихуана прекратила ослаблять синапсы в гиппокампе и животные перестали метаться по лабиринту, будто оказавшись там впервые в жизни. Как пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Cell, активация марихуановых рецепторов в астроцитах приводила к тому, что межнейронные соединения теряли рецепторы глутаминовой кислоты, ещё одного нейромедиатора. А это, в свою очередь, приводило к ослаблению синаптической связи.

Тетрагидроканнабинол оказывает сходное влияние на память крыс и человека, так что, при всём различии в строении нервной системы, в данном случае речь идёт, скорее всего, об одних и тех же процессах. Но главным результатом тут оказывается даже не выяснение механизмов влияния марихуаны на память, а обнаружение новых функций у астроцитов. Очевидно, клетки нейроглии могут быть не просто службой поддержки: они способны принимать активное участие в управлении нейронными цепями, хотя сами нервный импульс не проводят. Впрочем, авторы говорят и о возможном практическом применении полученных результатов. Известно, что марихуана часто используется в медицинских целях для снятия болей и стресса, поэтому, в точности зная, как она действует, можно создать не менее эффективные, но менее двусмысленные её аналоги.

Марихуана является наиболее часто используемым нелегальным веществом. При длительном употреблении марихуаны может развиться психическая зависимость, физическая зависимость выражена крайне незначительно

Конопля издавна выращивается как для производства пенькового шпагата, так и для использования в качестве лекарственного и наркотического средства. Дым, образующийся при ее горении, содержит много различных веществ, среди которых удалось...

Марихуана - наркотик, изготовляемый из конопли (Cannabis sativa). Представляет собой смесь надземных частей растения. При экстракции смолы растения получают более активный продукт - гашиш. Каннабис (общий термин для обозначения психоактивных...
Новейшие исследования по теме Ученые узнали, как марихуана влияет на мозг
Употребление марихуаны противопоказано паре, планирующей рождение ребенка. Как установили специалисты, наркотик способен снижать фертильность, особенно у мужчин моложе тридцати лет.
Марихуана или каннабис является психоактивным средством, которое производится из некоторых видов конопли.