Ученые разработали прототип сверхмощной вакцины

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

30 ноября 2011, 21:17

Ученые из Бригама (BWH) создали прототип гликоконъюгата вакцины, которая в 100 раз более эффективна, чем все доступные на сегодня вакцины.

Гликоконъюгата вакцина состоит из ковалентно связанных углеводных и белковых молекул, как и многие стандартные вакцины, используемые для защиты от общих заболеваний, таких как пневмония или менингит.

Исследователи разработали прототип вакцины, обнаружив, что клетки иммунной системы, в частности Т-клетки, могут распознавать углеводы вакцины и вызывать иммунный ответ. Это открытие бросает вызов устоявшимся предположениям, что клетки иммунной системы распознают только белки возбудителей заболеваний, которые и лежат в основе всех современных вакцин.

Доказательством того, что Т-клетки распознают углеводы, стало исследование, в котором ученые иммунизировали мышей с разными типами гликоконъюгата вакцины против бактерий Streptococcus (стрептококк) группы В. Исследователи привили одну группу мышей вакциной с белками другого возбудителя, а контрольную группу привили вакциной содержащей белки стрептококка. Для обеих групп углеводная цепь в вакцинах была одинаковой и соответствовала штамму возбудителя заболевания.

Исследователи увидели, что иммунный ответ в обеих группах был одинаковым. Эти результаты свидетельствовали о том, что Т-клетки распознавали углеводы возбудителя стрептококка. Кроме того, ученые исследовали механизмы активации защитного иммунитета к бактериальным инфекциям гликоконъюгата углевод-содержащих вакцин.

"Мы смогли найти T-клетки после иммунизации гликоконъюгата углевод-содержащими вакцинами. Таким образом, эти T-клетки - первые, определенные в лабораторных условиях, клетки, которые распознают углеводы", - сказал Деннис Л. Каспер, руководитель Лаборатории BWH Channing.

Это открытие подтолкнуло ученых спроектировать вакцину, которая содержит множество углеводных частиц. Подобная вакцина показала более сильную иммунную реакцию. Исследователи полагают, вакцина будет эффективна во всех групп населения повышенного риска. "Например, пневмококковая вакцина эффективна при применении у детей, а у пожилых людей нет", - объяснил Каспер.

"Углеводы являются одними из наиболее распространенных и структурно разнообразных молекул в природе. Они играют важную роль во многих биологических функциях. Мы надеемся, что наше исследование будет служить основой для производства нового поколения терапевтических и профилактических средств не только против бактериальных инфекций, но и для лечения рака и вирусных заболеваний", - сказал Каспер.

trusted-source[1], [2]