Ученые приблизились к полному излечению рака поджелудочной железы

31 июля 2012, 13:40

Детально проанализировав гены, экспрессируемые свободно циркулирующими клетками опухоли, учёные идентифицировали потенциальную мишень для лечения метастазирующего рака поджелудочной железы, который считается одним из самых агрессивных.

Онкологи из Больницы штата Массачусетс (Бостон, США) и их коллеги сообщают о том, что им удалось обнаружить повышенный уровень экспрессии онкогена WNT2 в свободно циркулирующих клетках (СЦК), взятых как у мышей, страдающих раком поджелудочной железы, так и у людей с тем же печальным диагнозом.

Исследователи использовали специально разработанный чип, функционирующий по микрожидкостному принципу; он-то и позволил отсортировать СЦК из образцов крови ГМ-мышей, запрограммированных на развитие нужного вида рака. Затем последовал сравнительный анализ экспрессируемых генов в свободно циркулирующих в кровотоке раковых клетках и клетках материнской опухоли. Его цель — выявить возможные различия в наборе генов, позволяющие злокачественным клеткам проникать в кровоток. И вот результат: обнаружено сразу несколько генов, экспрессируемых СЦК в гораздо более высоких концентрациях.

Ученые приблизились к полному излечению рака поджелудочной железы

Среди этой группы генов особое внимание онкологов привлёк WNT2 — один из участников сигнального пути, запускающего как эмбриогенез, так и рак. СЦК, а также метастазы рака демонстрировали очень высокий уровень экспрессии WNT2, в то время как в клетках первичной опухоли этот ген практически не обнаруживался (видимо, исключение составляли как раз те клетки, которые готовы были отчалить в свободное плавание, пополнив стройные ряды СЦК). Безусловно, потребуются дополнительные исследования, но уже сейчас с большой долей уверенности можно говорить, что именно WNT2 позволяет клеткам опухоли (нет, не отпочковываться) избегать анойкиса — одного из механизмов человеческого организма, с помощью которого из кровотока удаляются все посторонние клетки. Ясно, что в случае, когда СЦК остаются в крови, их шансы на образование метастазов резко возрастают.

Но открытие повисло бы в воздухе, оставив достаточно места для сомнений и альтернативных интерпретаций, если бы учёные не идентифицировали и не опробовали вещество, блокирующее работу WNT2 и тем самым подавляющее способность СЦК выживать в кровотоке.

Хотя бóльшая часть работы была выполнена на мышиных моделях, исследователи обнаружили, что тот же механизм выживания применяется и свободно циркулирующими клетками опухоли поджелудочной железы у человека.

Аденокарцинома поджелудочной железы является самой распространенной гистологической формой злокачественных новообразований данного органа паракринной системы организма.
Диета при раке поджелудочной железы – это одно из правил выздоровления. Диета должна строго соблюдаться, а больной должен осознавать всю серьезность правильного питания. Давайте рассмотрим принципы питания, особенности рациона и примерное меню диеты...
Новейшие исследования по теме Ученые приблизились к полному излечению рака поджелудочной железы
По оценке Американского общества борьбы с раковыми заболеваниями, в 2012 году будет зафиксировано 37 тыс. смертей, вызванных раком поджелудочной железы, а также 44 тыс. новых случаев этого тяжелейшего недуга.
При помощи экстракта триптолида, полученного из китайской травы Трехкрыльник Вильфорда, можно снизить действие белка GRP78, что в конечном итоге вызывает гибель раковых клеток