Ученые перевели назад часы старения взрослых стволовых клеток

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

22 сентября 2011, 11:49

Ученые провели исследование, которое доказало, что процесс старения стволовых клеток, которые ответственны за восстановление поврежденных тканей, можно повернуть вспять. Может быть, это открытие даст толчок к разработке новых методов лечения заболеваний, обусловленных естественным старением человека, таких как восстановление миокарда после инфаркта, лечение артрита и остеопороза.

Современное понимание о роли стволовых клеток в старении заключается в том, что организм настолько стар, насколько стары его тканеспецифические взрослые стволовые клетки. Поэтому обнаружение молекул и понимание процессов, которые позволяют взрослым стволовым клеткам запускать самообновление – размножаться и потом дифференцироваться, чтобы омолодить изношенную ткань – могут стать основой регенеративной медицины и излечения многих возрастных болезней.

Ученые из института старения Бака и Технологического института Джорджии провели исследование, которое объяснило механизмы, препятствующие делению взрослых стволовых клеток в процессе их старения, то есть их биологических часов. Вмешавшись в активность небелковых кодирующих РНК, которые происходят из областей генома, которые раньше считались неактивным «геномным мусором», ученые показали, что процесс старения взрослых стволовых клеток человека можно повернуть вспять.

Ученые предположили, что возрастные повреждения ДНК в геноме стволовых клеток должны отличаться от повреждений в соматических клетках организма. Известно, что в обычных клетках в процессе старения происходит укорочение теломер - концевых участков хромосом, в отличие от взрослых стволовых клеток, у которых длина теломер не меняется. Поэтому в основе старения стволовых клеток лежит другой механизм.

В исследовании ученые сравнили два образца взрослых стволовых клеток: молодые стволовые клетки, которые способны к самообновлению и клетки, которые прошли процедуру длительного пассирования, истощающая регенераторные свойства клеток. В результате ученые обнаружили, что большинство повреждений ДНК в стволовых клетках были сосредоточены в участке генома, известный как «ретротранспозоны», который раньше считался нефункционирующим и был отнесен к «мусорной ДНК».

В отличие от молодых взрослых стволовых клеток, которые могли подавить активность ретротранспозонов и восстановить повреждения ДНК, старые стволовые клетки были не способны подавить этот процесс, в связи с чем запускался процесс клеточного старения.

Подавив накопленные токсичные транскрипты ретротранспозонов, ученые смогли не только повернуть вспять процесс старения взрослых стволовых клеток человека, но и, к большому удивлению самих авторов, вернуть на более раннюю фазу развития, активировав плюрипотентность стволовых клеток, которая играет очень важную роль в самообновлении эмбриональных стволовых клеток.

В ближайшем будущем ученые хотят выяснить пригодность омоложенных стволовых клеток для клинической тканевой регенерации.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]