Ученые открыли свойство инсулиноподобной молекулы, которая поможет контролировать аппетит

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

31 июля 2014, 09:00

Микрофлора толстого кишечника содержит большое количество молекул. Одна из них – инсулиноподобный пептид 5, предназначение которой для ученых оставалось загадкой до недавнего времени. Как показали исследования, данная молекула может оказаться полезной при лечении плохого аппетита или ожирения.

Как удалось выяснить сотрудникам одного из университетов США, инсулиноподобный пептид 5 участвует в передаче сигналов о насыщении или голоде головному мозгу.

Последний исследовательский проект показал, что между головным мозгом и кишечником существует постоянное взаимодействие. Теперь ученым известно два гормона, которые оказывают влияние на аппетит. Первый гормон называется грелин, который работает на уровне мозга, а инсулиноподобный пептид 5 действует непосредственно в кишечнике.

Исследовательская группа провела эксперимент на грызунах, в ходе которого здоровым особям вводили инсулиноподобный пептид 5, который возбуждал аппетит у мышей. Действие молекулы начиналось примерно через 15 минут после введения и продолжалось в течение трех дней. При этом ученые отметили, что у генетически модифицированных лабораторных грызунов, у которых не было рецепторов инсулиноподобного пептида 5, стимуляции аппетита при введении молекулы не происходило.

Группа ученых смогла создать искусственный инсулиноподобный пептид 5, т.е. они смогли приблизиться к разработке препарата, который сможет влиять на аппетит. Ученые предполагают, что им удастся создать средство, которое поможет подавить чувство голода и пациентов с сахарным диабетом второго типа или ожирением. Также подобный эффект можно будет использовать для разработки препарата для лечения пациентов, которым необходим хороший аппетит, например, после химиотерапии или ВИЧ-инфицированным. Отличительной особенностью новых препаратов, которые будут созданы на основе инсулиноподобного пептида 5, является то, что нет необходимости в преодолении гематоэнцефалического барьера, что решит проблемы с доставкой.

Проблема ожирения в последнее время становится все более актуальной. Недавние работы ученых в одном из медицинских университетов показали, что не всегда ожирение является патологией. Как выяснили специалисты, в развитии метаболических нарушений ключевое значение имеет фермент под названием гемоксигеназ-1. Уровень данного фермента в организме человека может показать, насколько может представлять опасность ожирение в каждом отдельном случае. По статистике, практически у 1/4 часть полных людей метаболизм не нарушен, т.е. они не подвержены развитию сахарного диабета или системным воспалительным процессам.

Специалисты предполагают, что понятие «здоровое ожирение» все же есть. Более ранние исследования показывали, что между нарушением метаболизма и уровнем гемоксигеназы-1 в печени и жировой ткани существует прямая связь. Кроме этого, результаты исследований близнецов показали, что при метаболических расстройствах в организм человека присутствует больше ферментов.

Исследования на лабораторных грызунах показали, что без гемоксигеназы-1 снижается уровень маркеров воспаления. При удалении из гена из печени, даже при слишком калорийном питании орган функционирует нормально и снижение к инсулину не наблюдалось.

Как полагают ученые, именно фермент гемоксигназы-1 провоцирует воспаления и метаболический синдром.

trusted-source[1], [2], [3], [4]