Ученые обнаружили, как контролировать чувство жажды

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

02 февраля 2015, 09:00

Нейрофизиологи из соединенных штатов Америки нашли в головном мозге мышей область, которая отвечает за чувство жажды, при этом они также смогли контролировать его работу. По мнению специалистов, данное открытие может оказаться полезным для медиков, которые лечат экстрасосудистые расстройства в пожилом возрасте, которые вызывают расстройство чувства жажды.

Открытие было сделано в исследовательском центре Колумбийского университета Чарльзом Цукером и его группой. На сегодняшний день специалисты из команды Цукера считаются ведущими среди ученых, которые изучают работу головного мозга по обработке и восприятию вкусовых ощущений. Около двадцати лет назад эта группа специалистов выявила и описала цепи нейронов, которые помогают распознавать основные пять вкусов.

Как отметил Цукер, вода не имеет вкуса, по этой причине организм не в состоянии оценить количество жидкости и объем выпиваемой жидкости по изменениям в уровне её молекул.

По всей вероятности, сигналы обезвоживания в организме подаются другими механизмами, принцип действия которых ученым не удалось разгадать.

Несколько лет назад специалисты проводили наблюдение за состоянием мозга животных, которые страдали от сильной жажды. В результате они обнаружили, что центр жажды находится в подсводе головного мозга, который отвечает также за выработку гормонов, аппетит, деятельность сердечно-сосудистой системы и другие функции.

Все следующие исследования в этой области оканчивались неудачей, специалистам не удавалась проверить предположение и научиться держать чувство жажды под контролем. Воздействие на различные группы нейронов в подсводе не вынуждала животных испытывать сильное чувство жажды или наоборот, отказаться от воды. Команда Цукера решила вновь проверить результаты предыдущих исследований с помощью метода «подключения» и «отключения» нейронов лазером или светом (оптогенетики).

С помощью оптогинетики Цукеру и его команде удалось понять, что служило причиной провала всех прошлых исследований. Как оказалось, в подсводе имеется две группы нервных клеток, которые принимают участие в появлении чувства жажды. Один тип нервных клеток – CAMKII-нейроны – отвечают за появление чувства жажды, а второй – VGAT-нейроны – за подавление этого чувства.

Как объяснили специалисты, мышей, которые спокойно находились в клетке, стимуляция лазером группы нейронов, возбуждающих жажду, вынуждала животного искать источник воды и пить до тех пор, пока будет включен лазер. Во время экспериментов грызуны выпивали огромное количество жидкости, примерно 10% от массы тела животного (это равно тому, если бы человек выпил около 6 литров).

Также специалисты воздействовали на другую группу нейронов и получали противоположный предыдущему эффект, т.е. грызуны пили на 80% меньше воды, чем им требовалось.

Сейчас специалистам не известно, что возбуждает ту или иную группу нейронов в головном мозге. По мнению команды Цукера, группы нейронов контролируют уровень воды косвенным образом, отмечая изменения в электролитном балансе организма.

trusted-source[1], [2], [3], [4]