Ученые обнаружили белок, который вызывает болезнь Альцгеймера

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

25 мая 2011, 22:46

Фермент, который участвует в регуляции клеточного деления и является причиной некоторых онкологических заболеваний, может вызывать гибель нейронов головного мозга.

Многолетние изыскания исследователей из Института медицинских исследований Фейнштайна (США), специализирующихся на болезни Альцгеймера, привели их к белку c-Abl, который, как полагают учёные, служит одной из главных причин этого тяжёлого нейродегенеративного заболевания.

c-Abl относится к классу ферментов тирозиновых киназ, то есть он пришивает остаток фосфорной кислоты к остаткам аминокислоты тирозина полипептидных цепей других белков. Операция повышает либо понижает активность модифицированного белка. с-Abl участвует в процессах дифференцировки клеток, клеточного деления и клеточной адгезии при формировании клеток. Участие в процессах клеточного деления делает c-Abl одним из потенциальных «провокаторов» рака. Ранее было известно, что повышение уровня этого фермента в В-лимфоцитах сопровождает хроническую миелоидную лейкемию, и если подавить его активность, это замедлит деление раковых клеток.

Исследователи из Института Фейнштайна искали ферменты, фосфорилирующие тау-белок, который при болезни Альцгеймера образует характерные нейрофибриллярные клубки в нейронах мозга. В статье, анонсированной на сайте издания Journal of Alzheimer's Disease, сообщается, что именно киназа c-Abl сопровождала альцгеймер-бляшки и нейрофибриллярные клубки в головном мозге. В экспериментах этот фермент запускал клеточный цикл, подталкивал нейроны к тому, чтобы начать деление и тем самым вызывал их гибель. Исследователи повышали активность c-Abl в гиппокампе и неокортексе у мышей - и вскоре обнаруживали типичные для этой болезни «дыры» в мозговых тканях, которые быстрее всего развивались в гиппокампе; гибель нейронов сопровождалась интенсивным воспалением.

Лабораторная модель на мышах, которую разработали для своих экспериментов исследователи, может послужить удобной тестовой площадкой при создании противоальцгеймер-средств. Лекарства, которые подавляли активность c-Abl при раке крови, для терапии болезни Альцгеймера не подходят: они не смогут преодолеть гематоэнцефалический барьер, существующий между кровеносной системой и нервной.

Сейчас учёные трудятся над уточнением механизма клеточной смерти, вызываемой этим ферментом, ради разработки целенаправленного способа воздействия на нейроны, содержащие вышедший из-под контроля белок.

trusted-source[1], [2]