Ученые идентифицировали ген, регулирующий сердечный ритм

09 августа 2011, 19:13

Исследователи идентифицировали ген, от которого зависит качество межклеточных контактов в проводящей системе сердца. Нарушения в его работе вызывали рассогласование и плохое распространение нервно-мышечного сигнала в сердечной мышце.

Сердечная аритмия - одно из самых распространённых заболеваний, а её комбинация с другими сердечно-сосудистыми недугами неизбежно приводит к скорой смерти. По статистике, только в США около 300 тыс. человек ежегодно умирают из-за сердечных приступов, осложнённых аритмией.

Как известно, нормальная работа сердца определяется согласованным сокращением мышечных волокон, что, в свою очередь, зависит от быстрого и координированного распространения электрического импульса по кардиомиоцитам. Рассинхронизация возбуждения и сокращения в различных участках сердца и приводит к аритмии.

Хотя симптомы этого заболевания давно и хорошо известны, о причинах его возникновения так, увы, не скажешь. В этом смысле необычайно важными представляются результаты, полученные группой учёных из Гладстоновского института (Сан-Франциско, США). В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи сообщают, что им удалось найти ген, от которого зависит ритм сердца. Он называется Irx3 и входит в группу так называемых гомеозисных генов. Эти гены кодируют различные транскрипционые факторы, играющие большую роль в процессах формирования органов и тканей.

Очевидно, что передача возбуждения с клетки на клетку возможна только при нормальном межклеточном контакте. Irx3 как раз и регулирует синтез двух белков коннексинов, формирующих плотные межклеточные соединения в проводящей системе сердца. Можно сказать, что фактор Irx3 следит за плотностью контактов в электрической цепи (причём в разных участках этой цепи контакты несколько различаются). У мышей с выключенным геном Irx3 электрический импульс распространялся медленно и с трудом достигал пункта назначения. Как следствие, у животных развивалась жесточайшая аритмия, так как нервно-мышечные сигналы оказывались рассогласованными.

В дальнейшем учёные собираются проверить, есть ли связь между случаями аритмии и мутациями в гене Irx3. Если есть - это откроет дорогу для создания генной терапии тяжёлых сердечно-сосудистых расстройств.

Заболевание может иметь несколько названий: часто его именуют женской гонадальной дисгенезией, либо просто гонадальной дисгенезией.

Из школьных уроков мы помним, что человек, как и любой другой живой организм, состоит из множества клеток. У человека их насчитывается приблизительно 50 триллионов.

Болезнь получила свое название по имени французского врача P. Trenaunay, который проводил исследования относительно данной патологии.

Новейшие исследования по теме Ученые идентифицировали ген, регулирующий сердечный ритм

На данный момент ученым-генетикам удалось обнаружить уже шестнадцать генетических вариантов, определяющих человеческую продолжительность жизни.

Похожая генетическая картина обнаружена сразу при нескольких психических расстройствах: при депрессивном состоянии, аутизме, маниакально-депрессивном психозе и шизофрении.