Ученые доказали, что для каждого лекарственного препарата должны быть свои часы приема

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024

06 ноября 2014, 16:30

В одном из учебных заведений Пенсильвании специалисты сделали интересное открытие, как выяснилось, на протяжении дня в организме человека возникают два основных момента, которые оказывают влияние на состояние тканей. В своей работе ученые проанализировали работу ДНК и клетки 12 тканей животных и выявили существенные изменения, которые происходили рано утром и вечером.

Как полагают ученые, происходящие изменения могут повлиять на эффективность лекарственных препаратов, поэтому при назначении медикаментов медикам необходимо учитывать этот момент.

Циркадные ритмы или биологические (внутренние) часы человека влияют на множество факторов, в частности, внимание, настроение, выносливость, и даже на вероятность сердечного приступа. Происходящие в организме циклические колебания влияют на биологические процессы, которые связаны со сменой дня и ночи.

В ходе эксперимента специалисты периодически (каждые 120 минут) анализировали образцы мозжечка, скелетных мышц, мышц легких, гипоталамуса, сердца, бурого и белого жира, ствола мозга, аорты, надпочечников, легкого, почки.

В результате им удалось установить, что на протяжении дня активность практически половины генов, которые связаны с выработкой белка, изменяется. При этом в разных тканях и в разных генах отмечались особенные схемы активности. Самые динамические изменения происходили в печени, в которой работают более трех тысяч генов (в гипоталамусе работает 642 гена), а большинство препаратов метаболизруется именно в печени.

Данное исследование еще раз подтвердило важность соблюдения часов приема лекарств, к примеру, статины, помогающие уменьшить уровень холестерина, лучше принимать вечером, поскольку холестериновая блокада чаще всего возникает именно в ночное время.

Циркадные ритмы чередуют период сна и бодрствования организма, поэтому внутренние часы человека могут сбиться при смене часового пояса, особенно при резком переходе. Математики из Мичиганского университета разработали специальное мобильное приложение, которое за короткий срок поможет адаптировать организм к новому часовому поясу.

После длительных исследований специалисты представили приложение под названием Entrain, которое разрабатывает график в первые дни после приезда. К примеру, согласно графику нужно выйти на прогулку в пять часов утра, а лечь спать в семь часов вечера, но несмотря на то, что рекомендации приложения на первый взгляд немного странные, следуя им можно довольно быстро адаптироваться к новым условиям.

К примеру, при перелете из Нью-Йорка в Лондон, где разница во времени составляет пять часов, приложения предлагает график, по которому за три дня организм вернется в нормальное состояние. Согласно графику, составленному Entrain в первый день утро должно начаться в 7-40, а в 9 вечера наступить «ночь», т.е. программа рекомендуется в это время лечь спать. На следующий день программа рекомендует проснуться в 6-20 утра, а в 7-40 вечера должно наступить «темное время суток», т.е., при необходимости, нужно искусственно затемнить помещение. На третий день подъем согласно графику в пять утра, а «ночь» должна наступить в 7-20 вечера. При этом, не обязательно ложиться спать в указанное время, нужно просто стараться четко чередовать режим дня и ночи.

Если появилась необходимость выйти на улицу в вечернее время, программа рекомендует надеть очки с розовыми стеклами, которые блокируют синий свет. В некоторых случаях программа наоборот рекомендует ночью включить яркий свет, тем самым «имитируя» день.

Как говорят ученые, следовать рекомендациям программы довольно тяжело, однако они на самом деле работают. Отчасти расчеты программы базируются на расчетах , когда температура тела человека снижена, обычно это за пару часов до пробуждения.

Также специалисты рекомендуют отказаться от приема пищи во время перелета, а потом, следовать графику приема пищи, составленному программой, что позволит ускорить процесс перестройки организма на новое время.

trusted-source[1],