Тяжесть коронавирусной инфекции может зависеть от качества кишечной флоры

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

16 апреля 2021, 09:00

Известно, что течение COVID у разных людей всегда разное: у одних заболевание может протекать практически бессимптомно, а у других развивается пневмония, повышается температура, появляются другие серьезные признаки. Ученый мир все ещё пытается разобраться, какие факторы могут вызывать развитие тяжелой формы заболевания. Уже установлено, что определенный риск присутствует у людей, имеющих недостаток витамина D в организме. На сегодняшний день специалисты обнаружили ещё один фактор: состав кишечного микробиома.

Итоги своего исследования ученые опубликовали на страницах журнала Gut. В ходе эксперимента были взяты образцы фекалий у больных коронавирусной инфекцией – причем как у пациентов с бессимптомным течением, так и у лиц, которые находились в критическом состоянии. Кроме этого, были сделаны анализы кала реконвалесцентов и здоровых добровольцев, не болевших COVID-19. Обнаружилось, что состав кишечного микробиома у больных и здоровых людей сильно отличался.

Внутри кишечника инфицированных пациентов отмечалась недостача бактериальных микроорганизмов Бифидобактерия adolescentis, Фекалибактерия prausnitzii, Эубактерия rectale, которые должны играть важную роль в иммунной функции. При этом у них отмечалось чрезмерное количество других микроорганизмов, которых в норме должно быть меньше. Чем сложнее протекало заболевание, тем явнее был бактериальный дисбаланс. Интересно, что неправильное микробное соотношение определялось даже через месяц после выздоровления пациентов.

Ученые предположили, что люди с ненормальным бактериальным внутрикишечным равновесием проявляют большую уязвимость к вирусу. Недостаток бактерий, важных для иммунной защиты, провоцирует появление проблем с сопротивлением заболеванию. В итоге развиваются неприятные последствия, беспокоящие человека даже после его выздоровления.

Конечно, можно допустить, что это сам возбудитель коронавирусной инфекции уничтожил подавляющую часть полезной микрофлоры в кишечнике. Чтобы доказать обратное, многие эксперты настаивают на проведении повторного исследования, в ходе которого можно было бы сравнить показатели анализов до коронавирусного инфицирования и после реконвалесценции. Если нарушение бактериального равновесия будет замечено лишь с момента развития заболевания, то можно будет сделать вывод об отсутствии влияния кишечных бактерий на сложность течения COVID-19.

Пока ученые могут лишь рекомендовать в качестве профилактики коронавирусной инфекции поддерживать качество кишечной микрофлоры. Скорее всего, в скором будущем исследователи продолжат свою работу и порадуют нас более точными и оптимистичными результатами.

Влияние качества микробиома на иммунную функцию и развитие некоторых заболеваний уже находило подтверждение в целом ряде научных исследований. Что касается заболеваемости COVID-19, то на данном этапе ученые уже проводят дополнительные доказательные эксперименты.