28 августа 2011, 23:42

Спаривание неандертальцев с представителями других групп древних людей играло важную роль в формировании иммунной системы современного человека, сообщают американские ученые в статье, опубликованной в журнале Science.

Они утверждают, что в результате смешения неандертальцев с Человеком алтайским (Denisovans), останки которого были обнаружены в Денисовой пещере на Алтае в 2008 году, возникли гены, которые и по сей день помогают людям справляться с разными вирусами.

Более ранние исследования указывают на то, что до 4% генома современного человека объясняется именно спариванием разных групп древних людей. Свои выводы ученые сделали на основе изучения цепочек ДНК, взятых у наших дальних предков.

В иммунной системе человека так называемые антигены тканевой совместимости HLA (human leucocyte antigen) играют важную роль в защите от болезнетворных микроорганизмов, таких как вирусы.

Исследователи утверждают, что происхождение некоторых антигенов доказывает, что наши древние предки в какой-то период времени имели половые контакты с неандертальцами и алтайцами.

По меньшей мере одна разновидность антигена очень часто присутствует в настоящее время у выходцев из западной Азии, но редко встречается у африканцев.

Ученые объясняют это тем, что после выхода за пределы Африки 65 тысяч лет назад древний человек начал спариваться со своими более примитивными видовыми родственниками в Европе – в отличие от тех, кто остался в Африке.

"Антигены тканевой совместимости, которые были у неандертальцев и человека алтайского, в течение сотен тысяч лет адаптировались к условиям жизни в Европе и Азии, в то время как у новых пришельцев из Африки их не было, - поясняет руководитель проекта Питер Парэм из Стэнфордского университета в Калифорнии. – А это значит, что получившие эти гены в результате спаривания имели преимущество перед вновь прибывшими сородичами".

Когда исследователи проанализировали разновидность антигена HLA-B*73, который присутствует у современного человека, они обнаружили доказательства того, что он был приобретен в результате спаривания с Человеком алтайским.

Редкий материал

Останки неандертальцев были обнаружены во многих местах в Европе и Азии, но информация о Человеке алтайском получена только на основе изучения останков пальца и зуба, найденных в России.

"Мы основываем наше исследование на материале отдельного индивидуума, и при этом просто удивительно, насколько информативным оно оказалось, и как наши данные, полученные при анализе отдельных генов, вписываются в современные исследования генома и дополняют его", - указывает профессор Парэм.

Это оказалось верным и в отношении антигенов тканевой совместимости в геноме неандертальца.

По оценкам ученых, более половины разновидностей отдельного класса HLA у европейцев возникло в результате спаривания неандертальцев с Человеком алтайским. У азиатов это число еще выше – до 80%, а у жителей Папуа-Новая Гвинея – до 95%.

Неравноценный обмен

Некоторые ученые, не оспаривая, что в процессе эволюции разные группы древних людей смешивались друг с другом, выражают неуверенность в том, что этот процесс связан с нашей иммунной системой.

"К этим выводам нужно подходить с большой осторожностью, поскольку система антигенов HLA у современных людей очень многообразна, - говорит антрополог из американского университета Висконсин-Мэдисон Джон Хокс. – Кроме того, очень трудно встраивать древние гены в эту часть генома. К тому же мы не знаем, в чем именно заключалась роль этих генов, хотя можно гипотетически предположить, что они, в некотором роде, связаны с болезнями".

Возможно, что приобретенные гены и помогали человеку в борьбе с вирусами, однако неандертальцев смешивание с другими нашими предками не спасло – около 30 тысяч лет назад они полностью исчезли с лица земли.

Питер Парэм считает, что можно провести параллель между событиями того периода и процессами, происходившими при освоении европейцами Северной и Южной Америки.

"Первоначально небольшие группы европейцев исследовали новую землю, преодолевая многочисленные трудности и знакомясь с местным населением. Однако, по мере того, как они все больше осваивались на новом месте, их отношение к местным племенам становилось все более враждебным. Они стремились захватить их ресурсы и избавиться от них самих", - говорит Парэм.

В повседневной речи часто встречается фраза «хороший иммунитет» или «слабый иммунитет». Под словом «иммунитет» люди понимают нечто, что защищает нас от различных заболеваний: вирусов, бактерий, инфекций и т.д.
Все, кто часто болеют или имеют детей, постоянно подхватывающих различные инфекции,  интересуются: можно ли с помощью внесения определенных изменений в рацион укрепить защитные силы организма и какие продукты повышают иммунитет?
Ребенок рождается с несовершенной и достаточно ранимой иммунной системой. Иммунитет укрепляется с течением времени и является отражением состояния здоровья малыша. Как повысить иммунитет у ребенка, чтобы оградить его от возможных заболеваний?
Новейшие исследования по теме Спаривание неандертальцев с другими группами древних людей улучшил иммунитет человека

Наша жизнь не стоит на месте. В ней происходит постоянный круговорот, смена настроения, заболевания, стрессы, вредные привычки все это и многое другое имеет прямое отношение к организму человека.

Наверное, большинство читателей знают о существовании редактора генома CRISPR, вокруг которого уже долго ведутся научные дискуссии и делаются различные открытия.