Сердце реагирует на продолжительный «плохой» стресс

24 мая 2018, 09:00

Длительный «плохой» стресс ухудшает метаболические процессы в миокарде – к такому выводу пришли ученые.
Врачи во все времена рекомендовали для здоровья сердца поддерживать физическую активность организма, а вот психологические нагрузки советовали ограничивать. Многие удивляются: и физическая, и стрессовая нагрузка могут повышать показатели артериального давления. Так почему одно – хорошо, а другое – плохо?

Суть не в этом: стресс может быть разным. Во время физической активности сердце нагружается по-разному, с определенными промежутками на отдых. А во время психоэмоционального стресса нагрузка имеет беспрерывный характер. Миокард берет энергию, перерабатывая липиды, однако при непрерывной нагрузке ему приходится перерабатывать ещё и углеводы, так как получаемой энергии становится недостаточно. Казалось бы, обычный компенсаторный механизм, но это не совсем так: остаточные молекулы углеводов связываются с протеинами, которые оказывают влияние на уровень клеточного кальция – именно на этом этапе сердце испытывает значительные метаболические трудности. Таким образом, в период беспрерывной нагрузки миокард начинает работать в стрессовом режиме.

Однако на этом все не заканчивается. Работоспособность генов, контролирующих метаболические процессы, зависима от такого специфического протеина, как HDAC4, который сотрудничает с другими протеинами-сборщиками ДНК. Именно этот протеин ответственен за то, насколько качественно будут упакованы участки ДНК с генами.

Специалисты, представляющие Германский Центр исследований сердечно-сосудистой системы, обнаружили, что сердечная функциональность зависима от HDAC4. Если его содержание внутри клеток достаточное, то миокарду нет необходимости перерабатывать углеводы в больших количествах. Если же протеина мало, то миокард будет страдать даже при умеренной физической активности. У грызунов с отключенным геном HDAC4 на фоне умеренных нагрузок возникала недостаточность сердечной деятельности.

Специалисты говорят, что активность протеина неразрывно связана с протеинкиназой А. При физической нагрузке сотрудничество протеина и фермента протекает в обычном режиме. Если же присутствует постоянный психологический стресс, то деятельность протеинкиназы А приостанавливается, что и приводит к сбою природного механизма. К слову, примерно то же самое происходит и при чрезмерных кардионагрузках – например, при проявлении излишнего усердия при занятиях спортом. Такой перегруз не тренирует миокард, а наоборот, истощает его.

Не исключается вероятность того, что в скором будущем ученые найдут способ повлиять на этот природный механизм, для того чтобы защитить сердечную мышцу – это касается, как стрессовых ситуаций, так и избыточной физической нагрузки. Например, это было бы полезным по отношению к людям, профессионально занимающимся спортом.

Информация представлена Nature Medicine.

У многих людей такая патология связана с изменениями в миокарде после инфаркта. В этом случае на участке рубцевания ухудшается прохождение сократительной волны, что и влечет за собой появление гипокинезии.

Удлинённым считается интервал, когда эти цифры превышены на 50 мс. Синдром удлинённого интервала qt (уQT) относится к желудочковым нарушениям сердечного ритма.

Основная часть сердечной мышцы, ее середина, отличающаяся особым гистологическим строением, называется миокардом. Толща его стенок состоит из плотно соединенных кардиомиоцитов – сократительных клеток мышечной ткани сердца, устойчивых к усталости.

Новейшие исследования по теме Сердце реагирует на продолжительный «плохой» стресс

К сожалению, многие люди иногда сталкиваются с потерей близких или разочарованием в любви – обычно такое состояние в народе называют «разбитым сердцем».

Чем питаются люди с самым здоровым сердцем

Ученые обнаружили племя, в котором проживают люди, практически не имеющие никаких проблем с сердцем. Это представители боливийского поселения Цимане.