Резкие изменения климата повлияли на эволюцию человека

27 декабря 2012, 09:16

Специалисты из Пенсильванского университета пришли к выводу, что климатические изменения, которые происходили в Восточной Африке около двух миллионов лет назад, могли повлиять на эволюцию человека.

Резкие изменения климата повлияли на эволюцию человека

Необходимость приспосабливаться к резко меняющимся климатическим условиям спровоцировала ускорение развития мозга наших предков.

Результаты исследования опубликованы на страницах научного журнала «Proceedings of the National Academy of Science».

В течение длительного времени группа палеоклиматологов, которой руководила Кэтрин Фриман, проводила исследования территории Олдувайского ущелья – «колыбели человечества».

Учёные проводили анализ отложений, образовавшихся за длительный период времени в озёрах Олдувайского ущелья. Они изучили изменения в химическом составе листьев водорослей и растений, которые скопились на дне озера, высохшего очень давно. По мнению специалистов, растения можно назвать своеобразным зеркалом, которое способно отразить историю изменений климата.

В отличие от органических соединений, воск способен очень хорошо сохраняться в толще отложений, а с помощью анализа изотопного состава воска можно узнать, какие растения преобладали в той или иной местности.

Эксперт выяснили, что местная экосистема постоянно претерпевала резкие изменения климата, за которыми следовали периодические смены преобладающей в этой местности растительности – Олдувай то превращался в саванны, то его покрывали леса.

Чтобы выяснить, что было причиной таких изменений, исследователи использовали статистические и математические модели для того, чтобы сопоставить изменения, происходящие в окружающей среде с другими процессами, которые происходили в то время, например, изменение рельефа и тектонических процессов.

«Орбита вращения Земли вокруг Солнца с течением времени меняется, - говорит доктор Фриман. – Эти изменения были привязаны к местному климату в Олдувайском ущелье из-за изменений в системе муссонов в Африке».

В итоге учёные насчитали пять климатических перемен, которые носили резкий характер – в среднем, смена леса саванной и наоборот происходила в течение одной-двух тысяч лет, что по геологическим меркам является буквально мгновенным переходом.

Исследователи считают, что именно ряд этих климатических изменений и послужил толчком для расселения наших предков в разные уголки Африки, а также стал причиной ускорения эволюционных процессов.

«Это исследование даёт возможность пролить свет на эволюцию человека. Людям пришлось выработать определённые механизмы, которые помогали им справляться с переходом от одного вида пищи на другой, а также с другими вытекающими проблемами. Эти механизмы могут включать себя прямохождение и более сложное устройство социального общества, - комментирует один из авторов работы, профессор Клэйтон Мэгилл из Пенсильванского университета в городе Филадельфии.– Мы смоги выяснить, что неблагоприятная климатическая обстановка и постоянные её изменения совпали с появлением предков современного человека из рода Homo, которые научились создавать и использовать первые орудия труда».

Новейшие исследования по теме Резкие изменения климата повлияли на эволюцию человека

Научные специалисты из Великобритании уверены в том, что нынешней зимой начинается становление следующего малого ледникового периода.

Климатические и экологические изменения на планете представляют опасность не только для аграрной промышленности и мегаполисов, но и для психического здоровья человека – так утверждает периодический журнал Huffington Post.