Раковые клетки можно превратить в здоровые

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 12.04.2020

21 сентября 2015, 09:00

Впервые за историю медицины ученые смогли запустить патологический процесс образования раковых клеток в обратную сторону и снова сделать их нормальными. Ученые предполагают, что новое открытие поможет разработать совершенно новые методы лечения онкологических больных и избавит от необходимости использовать химиотерапию с массой побочных эффектов или хирургическое вмешательство, которое также не может дать 100% гарантию.

Открытие было совершено в клинике Майо, которая находится в штате Флорида. В своей работе специалисты использовали раковые клетки молочной железы, мочевого пузыря, легкого. В процессе длительных проб и ошибок, им, наконец, удалось «перепрограммировать» злокачественные клетки и заставить их вернуться в нормальное состояние, кроме того, ученые смогли добиться восстановления функции, которая контролирует рост клеток и предотвращает развитие раковой опухоли.

Специалисты сравнили данный процесс в организме с тем, как тормозит автомобиль, которые едет на огромной скорости.

В человеческом организме клетки постоянно делятся и новые, по мере необходимости, замещают старые, которые себя уже «изжили». Но при развитии раковых опухолей этот процесс становится бесконтрольным, клетки начинают безостановочно делиться, что приводит к раковому процессу.

В процессе своих исследований группа специалистов обнаружила, что процесс удерживания здоровых клеток вместе регулируется микроРНК (этот микропроцесс дает команду клеткам о прекращении деления, когда уже новых клеток произведено достаточно и пока не требуется замены). МикроРНК запускает процесс производства белка PLEKHA7, который разрушает связи клеток, именно этот белок в организме является своеобразным «тормозом» в процессе деления клеток, но при раковом процессе работа микроРНК останавливается.

Этот факт заставил исследователей понять, как можно запустить раковый процесс в обратную сторону – удаление из клеток микроРНК предотвратило процесс производства белка PLEKHA7, но интересным открытием стало то, что патологический процесс можно обратить вспять, если молекулы микроРНК ввести непосредственно в клетки при помощи точечных инъекций.

Данный метод специалисты уже испытали на достаточно агрессивных формах рака, которые встречаются среди людей.

Глава исследовательской группы профессор Панос Анастасиадис отметил, что в начале работы в раковых клетках, которые были взяты для исследований, белок PLEKHA7 отсутствовал либо был в очень низких количествах. При восстановлении нормального уровня белка либо микроРНК в клетках запускались «правильные» процессы и все злокачественные клетки вновь перерождались в нормальные.

На данном этапе ученые пытаются разработать новые более эффективные методы доставки в нужные точки и клетки.

Как сказал профессор Анастасиадис, первые эксперименты показали не достаточную эффективность, но вполне возможно, что новый метод будут использовать для лечения разных видов рака, исключение могут составить только рак крови и головного мозга.

Но сейчас ученых ждет большая работа, перед тем, как метод разрешат испытать на добровольцах из числа людей.

trusted-source[1], [2], [3]