Причиной ожирения оказались бактерии

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

20 декабря 2012, 09:08

Ожирение является одной из наиболее распространённых проблем развитых стран, избыточная масса провоцирует развитие многих заболеваний и увеличивает риск преждевременной смерти. Причинами набора лишних килограммов, естественно, считается малоподвижный образ жизни, неправильное питание и переедание, а также генетическая предрасположенность.

Но в последние годы всё более очевидным для учёных становится то, что энтеробактерии – особый класс бактерий, обитающий в желудочно-кишечном тракте, играют немаловажную роль в биологии человека и животных.

Учёные из шанхайского университета Цзяотун пришли к выводу, что в ожирении может быть виновата бактериальная инфекция. Результаты исследования специалистов были опубликованы на страницах научного журнала «International Society for Microbial Ecology».

Специалисты изучали связь между избыточным весом и желудочной инфекцией на протяжении восьми лет. Немаловажная роль энтеробактерий в ожирении впервые была установлена после того, как скопления этого класса бактерий были обнаружены у добровольцев в большом количестве, сообщают эксперты.

Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, китайские учёные решили провести эксперимент на мышах.

Грызунов закармливали жирной пищей и ограничивали их подвижность. Одну группу животных заразили бактерией энтеробактер. Выяснилось, что лишний вес набрали только те грызуны, которых инфицировали - они быстро начали набирать килограммы. Те мыши, которые были «чистыми», несмотря на убойное кормление и малоподвижный образ жизни, не поправились.

Мышам вводили бактерии на протяжении десяти недель.

«Наши эксперименты являются ярким свидетельством того, что ожирение может быть не следствием малоподвижного образа жизни, переедания или нездоровых гастрономических пристрастий, а бактериальной инфекции, - говорит Чжао Липина, ведущий автор исследования, профессора шанхайского университета Цзяотун. – Энтеробактерии затормаживают процесс расщепления жиров и приводят в дисбаланс секрецию генов, отвечающих за контроль обмена веществ, таким образом подталкивая организм к выработке жиров и процессу их накопления».

Бактерии энтеробактер является частью флоры в кишечнике человека, но могут сыграть негативную роль, провоцируя процесс ожирения. Также, в процессе исследований, специалисты обнаружили, что энтеробактерии выделяют вещества, которые провоцируют невосприимчивость организма к инсулину.

По словам профессора Чжао, по крайней мере, одного больного, страдающего ожирением, он уже вылечил. Доктор говорит, что страдающий избыточной массой тела человек, в течение 23 недель терял вес и в результате смог сбросить 29% своей массы. Но помимо похудения пациент доктора Чжао смог избавиться и от болезней: он выздоровел от жировой инфильтрации печени и гипертонии. Профессор рассказывает, что таких удивительных результатов он смог добиться с помощью диеты, которая была направлена на угнетение активности энтеробактерий. А состоял рацион больного из традиционных китайских лекарственных средств, цельнозерновых продуктов и пребиотиков - неперевариваемых углеводов.