Портативный прибор для определения бактерий уже существует

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

30 сентября 2020, 09:56

Сотрудники Университета Ратгерса разработали уникальный портативный прибор, который позволяет обнаруживать и идентифицировать различные виды бактерий, определять их чувствительность к антибиотикам и даже анализировать состав водорослей, обитающих на коралловых рифах. О своем изобретении ученые поведали в научном издании Scientific Reports.

«Нашей задачей была разработка нового метода определения состояния клеточных структур. Этот метод не должен был предполагать применение дорогих и труднодоступных геномных устройств», - рассказывает Дебашиш Бхаттачария, один из руководителей проектной работы, доктор биохимической и микробиологической кафедры в Колледже экологической и биологической науки при Университете Ратгерса. «Новая технология позволяет нам за короткое время сделать вывод о состоянии живых структур, без отправки их в лабораторию, что помогает экстренно проиндексировать уровень стресса представителей разных экологических систем».

В самом начале проекта над данной технологией начинали работать с целью оценки загрязненности и степени влияния температуры водной среды на различные микроорганизмы и, в частности, на одноклеточные водоросли. В данном аспекте прибор позволял быстро определить, пребывает ли клеточная структура в стрессовом состоянии, и что с ней не так. Суть заключается в последовательном прохождении микроорганизмов сквозь микроскопический канал, просвет которого диаметрально меньше человеческого волоска. В процессе этого прохождения замеряется показатель комплексного электрического сопротивления, которое образуется в устройстве. Полученное значение отражает размер и физический статус микроорганизмов – то есть, факторы, отражающие уровень стресса клеток.

Ученые продемонстрировали, что замеры электрического сопротивления можно применять как по отношению к одной клетке, так и ко всей популяции. Исследователи предполагают применять прибор для определения резистентности к антибиотикам различных микробов и водорослей, обитающих на коралловых рифах. Это позволит наблюдать за состоянием известковых органогенных геологических структур.

Коралловые рифы относятся к наиболее густонаселенным экосистемам Мирового океана. Общая численность биологических видов, обитающих на них, достигает 1 млн, а иногда и превышает этот показатель, что связано с присутствием одноклеточных водорослей (симбионтов), фотосинтетическая активность которых не останавливается и продолжается круглогодично. На сегодняшний день состояние этой экологической системы заставляет ученых волноваться: огромные научные ресурсы задействуются для изучения и наблюдения за коралловыми рифами.

Что же касается новой научной разработки, то ученые пока не дают никаких прогнозов по поводу применения портативного прибора для других целей – в частности, медицинских.

Подробно о новой разработке можно узнать из статьи www.nature.com/articles/s41598-020-57541-6