Лягушки способны лечить грипп

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

27 апреля 2017, 09:00

Научные специалисты из Индии обнаружили, что определенный вид лягушек – а именно Hydrophylax bahuvistara, - способны секретировать вещества, губительно действующие на огромное количество всевозможных гриппозных штаммов. Такую информацию обнародовало новостное агентство BBC.

Ученые подвергли тщательному анализу разные протеиновые молекулы, которые были выделены из слизистых выделений земноводных животных, населяющих южные регионы Индии. Слизистые выделения продуцировались лягушками после того, как к ним был применен электрошок умеренного воздействия. Исследователи были удивлены, когда узнали, что среди более трех десятков пептидных соединений четыре из них имели четко выраженные противовирусные способности. Тем не менее, абсолютно безвредным было признано лишь одно из них – это урумин. Урумин продемонстрировал полную безопасность для человеческого организма: он не повреждал эритроциты и одновременно оказывал губительный эффект относительно вирусов гриппа.

По утверждению специалиста Джоша Джейкоба – а это один из руководителей исследования, - для того, чтобы обнаружить один вероятный лекарственный препарат, нужно протестировать от сотен тысяч до миллиона всевозможных соединений. Поэтому ученый был немало удивлен, когда у одного животного было выявлено одновременно четыре потенциальных лечебных вещества.

Действие урумина заключается в блокировке геммаглютинина (H1), локализованного в поверхностном слое вирусных клеток. Геммаглютинин помогает частицам соединяться с клетками-хозяевами, а также попадать внутрь них.

Полученный учеными препарат уже был протестирован на подопытных грызунах. После введения в организм мышей препарата на основе урумина выживаемость грызунов оказалась стопроцентной при инъекции смертельной дозировки гриппозного вируса H1. Этот вирус являлся источником массовой заболеваемости гриппом в 2009 году.

В настоящее время специалисты исследуют возможность изготовления медикаментов на основе найденного ими вещества. Также им предстоит выяснить, способны ли пептидные соединения, полученные из слизистых выделений лягушек, угнетать развитие других вирусов, - например, возбудителя лихорадки Зика.

Вирусов гриппа на данный момент известно очень много. Такие вирусы способны поражать как людей, так и парнокопытных, домашнюю птицу, тюленей, дельфинов и пр. Чаще всего вирусы для каждой разновидности животных свои. Однако они склонны изменяться, эволюционировать, скрещиваться друг с другом. Поэтому могут наблюдаться случаи возникновения вируса, способного поражать одновременно различные виды животных. К таким вирусам относятся известные в последнее время возбудители «птичьего» и «свиного» гриппа.

Так как вирусы постоянно видоизменяются, для человека очень важно иметь универсальное противовирусное лекарство, которое могло бы помочь решить проблему с периодическими эпидемиями и пандемиями гриппа. Но сейчас обычным людям остается только ждать новых открытий от ученых, а также надеяться на снижение поражающего потенциала вирусов.

trusted-source[1], [2]