Коронавирусная инфекция может поселиться во рту

, медицинский редактор
Последняя редакция: 04.09.2021

06 апреля 2021, 09:00

Коронавирус COVID-19 внедряется в десенные и железистые клеточные структуры, после чего остается там и комфортно развивается.

Ранее инфекцию уже обнаруживали в легочных и бронхиальных клетках, а также в структурах кишечника, головного мозга, почек. Теперь специалисты американских Национальных институтов здоровья смогли обнаружить возбудителя ещё и в ротовой полости, о чем написали на страницах издания Nature Medicine.

Известным фактом является то, что SARS-Cov-2 обнаруживается в слюнном секрете. Поэтому исследование этого секрета зачастую используют для диагностики коронавирусной инфекции, наряду с носоглоточным мазком. Но до настоящего времени ученые не совсем понимали, по какому именно механизму вирус попадает в слюнную жидкость. Вначале предполагали, что он поступает в слюну из носоглотки, либо вместе с мокротными выделениями их бронхолегочной системы. Однако коронавирус в слюнном секрете находили, в том числе, и у тех пациентов, которые не имели каких-либо признаков поражения дыхательных путей, а инфекция у них протекала бессимптомно.

Для того чтобы попасть внутрь клетки, коронавирусу необходима пара клеточных белков: TMPRSS2 и ACE2. В ходе взаимодействия с указанными белками, которые локализуются на внешней мембране клетки, инфекционный возбудитель открывает для себя возможность попасть в неё. Специалисты обнаружили, что и у первого, и у второго белка гены активированы в отдельных клетках слизистой десенной ткани и желез, продуцирующих слюну. Такая активность ничем не уступает активности генов в носоглоточных структурах, а ведь именно туда возбудитель попадает без особых сложностей.

Путем проведения анализов ученым удалось подтвердить: коронавирус может обитать в железистой ткани, ответственной за слюновыделение. В ходе исследования были взяты образцы тканей у больных коронавирусной инфекцией. Исследователи обнаружили в них большое количество вирусной РНК, что позволило сделать вывод: возбудитель COVID-19 не только попадает в железистые клетки, но и вполне комфортно там развивается и размножается.

Далее ученые изучили истории заболевания у большой группы больных с явным и бессимптомным течением коронавирусной инфекции. Было выяснено, что вирус внедрялся внутрь клеток полости рта и обусловливал потерю вкусовых и обонятельных ощущений. Выходит, что вирус использовал десенные и железистые ткани в качестве дополнительного накопительного и распространяющего резервуара. Тем не менее, у некоторых больных ткани ротовой полости не были заполнены возбудителем, что указывает на необходимость поиска факторов, способствующих оседанию инфекции. Исследования по этому вопросу продолжаются.

Первоисточник информации: journal Nature