Когда заводить ребенка: оказывается, все решает ДНК

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

06 июня 2017, 09:00

Как стало известно, именно особенности ДНК напрямую влияют на то, когда человек решает обзавестись детьми, или хочет ли он детей вообще. К такому выводу пришли ученые-генетики и медицинские специалисты после проведения масштабного исследования.

Специалисты определили двенадцать зон ДНК, ответственных за возраст, в котором у человека появляется первый ребенок, а также за общее количество детей в семье.

«Наконец-то нам удалось доказать, что всегда необходимо учитывать роль генетики в детородном поведении людей, одновременно с их индивидуальным выбором, социальным статусом, другими возможными факторами. Контроль и планирование репродукции – это лишь небольшая обнаруженная нами функция среди других таинственных возможностей природы человека», - объясняет суть открытия один из авторов исследования Никола Барбан, представляющий Университет Оксфорд в Англии.

На протяжении исследования была проанализирована информация о более чем полумиллионе людей мужского и женского пола из различных стран мира. Подробнее о проекте можно узнать из страниц периодического издания Nature Genetics.

Как утверждает доктор-социолог Университета Оксфорда Мелинда Миллс, определенные ДНК-зоны оказывают влияние, как на детородное поведение людей, так и на физиологическую репродуктивную функциональность человеческого организма.

К примеру, в женском организме ген, который влияет на «затягивание с рождением ребенка», имеет связь с генами, ответственными за более позднее половое созревание и запоздалую менопаузу. Из этого следует, что весь период человеческой жизни, связанный с деторождением, определен на нескольких хромосомных участках.

Действительно ли человек не может противостоять ДНК и повлиять на ход репродуктивных событий в своей жизни?

На этот вопрос ученые пока не получили научно обоснованного ответа: исследования продолжаются. Обнаруженные специалистами в области генетики двенадцать ДНК-зон оказывают влияние на желание обзавестись детьми и на репродуктивную способность человека, но не во всех случаях. Сейчас ученые стараются понять, в чем причина особенностей деторождения у других людей, у которых не было выявлено подобной связи с ДНК.

Безусловно, социальное положение, культурное развитие и множество других факторов предопределяют репродуктивную жизнь большинства людей, однако значимость генов в этом процессе также велика. Сделать менее весомой роль неблагоприятных факторов, контролировать «посылы» генов, суметь «включать или выключать» те или иные гены – все это у ученых-генетиков ещё впереди.

Медицинские специалисты особенно ожидают окончания подобных исследований, ведь полученная в ходе экспериментов информация может оказаться очень полезной – например, для лечения и профилактики бесплодия у женщин и у мужчин. Доктор Миллс искренне надеется, что в скором времени все же настанет тот день, когда ученые смогут предоставить исчерпывающие данные, чтобы дать ответ на многие сложные вопросы из области репродуктивной медицины.