Кишечная микрофлора улучшает работу мозга

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

01 октября 2021, 08:55

Давно известно, что кишечная микрофлора оказывает влияние не только на пищеварительные и обменные процессы, но и на множество других функций организма, в том числе и на мозговую деятельность. Учеными уже было доказано, что бактерии кишечника непосредственно влияют на качество сна, помогают развиваться новым нервным клеткам и даже улучшают течение аутизма у детей. В своем новом исследовании специалисты изучали возможность омолаживания структур мозга при помощи бактериальной флоры.

В экспериментах принимали участие грызуны. В течение двух месяцев ученые с помощью пищевого шланга доставляли каловые массы молодых грызунов внутрь кишечника старых особей. Таким образом, «молодая» микрофлора в соответствующих пропорциях попадала в кишечник мышей-«стариков», в результате чего поведение последних сильно изменилось. К примеру, они стали лучше ориентироваться в условиях лабиринта, у них улучшилась память и мыслительные процессы. Когда исследователи приступили к изучению гиппокампа – одного из основных мозговых центров памяти – то было обнаружено его явное омоложение, причем на уровне клеточной и молекулярной составляющей. К сведению, гиппокамп отвечает за механизмы формирования эмоций, процессы перехода кратковременной памяти в долговременную, а также за пространственную память, необходимую для ориентации в пространстве.

Однако нужно учитывать, что «молодая» микрофлора запускалась поверх собственных привычных бактерий грызунов. Этот факт, вероятно, повлиял на то, что некоторые особенности «стариков» остались неизменными – например, степень общительности мышей во время и после проведения эксперимента не изменилась.

Микрофлора пищеварительного тракта продуцирует массу всевозможных веществ, прямо или косвенно влияющих на работу практически всех органов и систем организма. Однако и сами микробы изменяют свой состав и свойства под влиянием различных молекулярных импульсов. По мере старения организма качество микрофлоры изменяется, бактериальное соотношение перераспределяется. Вполне возможно, что кардинальное изменение микробиома с подсадкой «молодых» микроорганизмов будет способствовать омоложению не только мозговых структур, но и прочих органов. В то же время ученые допускают, что омолаживающий эффект могут оказывать и какие-либо конкретные бактерии, а не микрофлора в целом, поэтому в дальнейшем следует провести более подробные исследования. Если подобное предположение подтвердится, то для улучшения работы головного мозга достаточно будет принять внутрь лишь необходимый чистый бактериальный препарат. Не исключено также, что специалистам удастся выявить непосредственно молекулу, влияющую на процессы омоложения – ту самую, которая продуцируется теми или иными представителями бактериальной флоры.

Исследование проводили сотрудники колледжа при Университете Корка. О своих достижениях они рассказали на страницах журнала Nature Aging. Ознакомиться со статьей можно по ссылке