Кишечная бактерия может защитить от инсульта

, медицинский редактор
Последняя редакция: 23.11.2021

10 января 2013, 16:08

Результаты нового исследования учёных из Нью-Йоркского университета свидетельствуют о том, что особый штамм спиралевидной грамотрицательной бактерии Helicobacter Pylori, которая инфицирует различные области желудка и двенадцатиперстной кишки, может защищать человека от инсульта и некоторых видов рака.

Выводы специалистов основаны на масштабном исследовании, проведённом при участии 10 000 человек, состояние здоровья которых эксперты контролировали в течение двенадцати лет. Результаты исследования опубликованы девятого января в журнале «Gut».

По словам учёных, у тех испытуемых, у кого был обнаружен вирулентный штамм Helicobacter Pylori, на 55% снижался риск смертности от инсульта по сравнению с теми людьми, кто не был инфицирован. Кроме того, присутствие данного штамма в организме также снижало риск смертности от рака лёгких на 45%.

По мнению ведущих авторов исследования, доцента кафедры здоровья населения и экологической медицины доктора Ю. Чена и доктора медицинских наук, профессора кафедры микробиологии Мартина Блейзера, это очень неожиданные результаты и вместе с тем просто удивительные.

Предыдущие исследования, инициатором которых был доктор Блейзер, подтвердили связь бактерий, вызывающих желудочные заболевания, и развитие язвы желудка, которая в дальнейшем может привести к развитию рака.

Текущее исследование специалистов показывает, что бактерии Helicobacter pylori могут защищать детей от астмы благодаря гену cagA, который кодирует один из важнейших белков вирулентности Helicobacter pylori.

«Это открытие имеет очень важное значение, - говорят исследователи. – Мы обнаружили, что бактерия Helicobacter pylori увеличивает риск смерти только по причине развития рака желудка. Данный вид рака в Соединённых Штатах в настоящее время встречается нечасто. Кроме того, нам удалось выяснить, что инфекция Helicobacter pylori связана с уменьшением риска развития рака легких и инсульта».

Спиральная форма бактерии Helicobacter pylori способствует её проникновению в слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки, а также облегчает движение в слизистом геле, которое покрывает слизистую желудка.

Чтобы лучше понять влияние инфекции Helicobacter pylori на организм человека, эксперты проанализировали данные 9 895 человек, принимавших участие в национальных исследованиях здравоохранения и питания, проводимых в период с 1988 по 1994 год.

Учёные не обнаружили никаких свидетельств прямой связи между Helicobacter pylori и общими показателями смертности населения. Участники исследований, среди которых были как те, у кого присутствовал этот штамм в организме, так и те, у кого его не было, одинаково были подвержены риску преждевременной смерти по разным причинам. Но, тем не менее, инфекция Helicobacter pylori, всё же, увеличивала риск смертности от рака желудка на сорок процентов.

«Самым интересным было то, что существует сильная обратная связь с инсультом, которую можно назвать защитной, - говорит доктор Блейзер. – Вполне возможно, что эту защиту осуществляют те же клетки, которые предохраняют от астмы, однако, выводы должны быть подтверждены в ходе клинических испытаний».

trusted-source[1], [2]