Известный препарат от алкоголизма обладает противоопухолевыми свойствами

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024

02 февраля 2018, 09:00

О том, что известный препарат от алкоголизма Дисульфирам имеет противораковое действие, ученые знают уже давно. Но лишь сейчас они смогли четко описать химиотерапевтический механизм действия этого медикамента.

Новейшее исследование позволило определить все этапы токсического влияния Дисульфирама на опухолевые клетки.

Работа была проведена при участии международной группы специалистов под руководством Иржи Бартека, представляющего Датский научно-исследовательский центр опухолей (Копенгаген).

Дисульфирам является активным ингредиентом таких распространенных препаратов, как Тетурам, Антабус, Эспераль. Его уже на протяжении многих десятков лет применяют в терапии хронического алкоголизма. Препарат запускает своеобразный антабусный процесс, благодаря которому возникает устойчивое отвращение к алкоголю. Проводимые ранее работы показали, что данному средству присуща выраженная противораковая активность. Однако ученые не могли перевести препарат в разряд противоопухолевых средств, так как не были официально представлены механизмы такой активности.

Как указывает профессор Бартек, Дисульфирам относится к недорогим и доступным препаратам, поэтому мог бы использоваться в терапии злокачественных опухолей во многих недостаточно развитых странах.

Специалисты ВОЗ отмечают, что, по прогнозам, в течение ближайших двадцати лет заболеваемость онкологией увеличится на 70%. Злокачественные образования уже признаны второй причиной гибели людей после болезней сердечно-сосудистой системы.

Создание и тестирование новых противораковых препаратов стоит огромных средств и длиться много лет, поэтому обнаружение альтернативного и уже изученного ранее медикамента может стать своевременной находкой для медиков.

Ученые провели системный эпидемиологический эксперимент, в котором принимали участие больше трех тысяч жителей Дании. Эксперимент показал, что прием Дисульфирама позволил значительно удлинить жизнь онкопациентам.

Во время исследования рассматривались данные больных с такими видами опухолей, как рак молочной железы, рак простаты и колоректальный рак.

После того, как итоги исследования были подведены, специалисты поставили ряд опытов с раковыми клеточными структурами разных типов. Дальше последовали опыты на грызунах, на протяжении которых ученым удалось обнаружить метаболический продукт обменных процессов, которым стал дитиокарб-медный комплекс. Именно это вещество ответственно за противоопухолевый эффект Дисульфирама. Помимо этого, специалистам удалось определить лекарственную мишень медикамента: было доказано, что действующий обменный продукт скапливается непосредственно в клетках опухоли.

«Мы применили функциональное и биофизическое тестирование, благодаря которому определили молекулярную мишень обменного продукта Дисульфирама. Такой мишенью стал белковый компонент NPL4, который принимает участие в множественных регуляционных и стрессовых процессах в клетке», - говорят ученые.

Полный отчет ученых о проделанной работе представлен в журнале Nature.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6],