Медицинский эксперт статьи

Психиатр, психотерапевт

Из памяти можно стирать чувство страха

, медицинский редактор
Последняя редакция: 17.10.2021

24 сентября 2012, 21:00

Под воздействием страха человек способен совершать самые безумные поступки, ведь это чувство лишает людей возможности распоряжаться собственным разумом и адекватно реагировать на ситуацию. Очень часто фобии, страхи и беспокойство не имеют никаких оснований и абсолютно беспочвенны, однако от них очень тяжело избавиться, иногда борьба с ними затягивается на всю жизнь.

страх

Вновь образованные эмоциональные воспоминания могут быть стёрты из человеческого мозга. Об этом заявили шведские учёные.

В ходе масштабного исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Science», специалисты доказали, что когда люди узнают о чём-либо происходит консолидация памяти, благодаря чему воспоминания переходят в память долгосрочную. За этим процессом стоит формирование белков.

Когда же люди пытаются что-то вспомнить, то на короткий период память становится неустойчивой, но затем снова следует процесс консолидации. Нельзя сказать что мы точно не помним то что произошло. просто мы запоминаем не само событие как факт а свои последние мысли об этом событии.

Но если повлиять на процесс консолидации, который идёт вслед за запоминанием, то можно влиять на содержание памяти.

Запоминание новой информации сопровождается модификацией особых белков в ядрах нервных клеток, которые участвуют в упаковке ДНК. Если заблокировать этот процесс, то теряется способность запоминать новые события.

Добровольцам, участвовавшим в эксперименте показывали изображения нейтрального содержания, сопровождая это процесс воздействием электрического тока. Мозг запоминает чувство страха. При демонстрации этих картинок в очередной раз без воздействия тока, люди всё равно испытывали страх.

Если же процесс консолидации памяти нарушался, то последующие демонстрации изображений не вызывали никаких эмоций.

Учёные отследили эти процессы с помощью магнитно-резонансной томографии. Оказалось, что при блокировке процесса консолидации, в головном мозге стиралась та части памяти, которая запомнила страх.

«Наши исследования могут стать настоящим прорывом в исследовании процессов памяти и чувства страха, - комментирует соавтор исследования Томас Агрен. – Очень большое значение это открытие может иметь для людей, подверженных фобиям и беспокойствам».

trusted-source[1], [2], [3], [4]