«Хорошие» бактерии в кишечнике могут становиться вредными

, медицинский редактор
Последняя редакция: 27.11.2021

09 августа 2019, 09:00

Масса проведенных ранее научных исследований позволила доказать: бактерии в кишечнике «рулят» здоровьем всего организма. К примеру, они служат, как профилактикой, так и пусковым механизмом (в зависимости от условий и баланса микрофлоры) развития онкологических заболеваний, сахарного диабета, неврозов. Чтобы улучшить качественный и количественный бактериальный состав, в любом продуктовом магазине и даже в аптеке представлены разнообразные йогурты, сырки и даже мороженое, в состав которых входят пробиотические добавки. Однако исследователи из Вашингтона (Университет Сент-Луиса) обнаружили, что изначально полезные пробиотики способны видоизменяться и даже приобретать вредные свойства.

Казалось бы, ничего странного: бактерии приспосабливаются к различным условиям обитания и изменяют свою активность или направленность действия. Как объясняет один из авторов исследования Гаутам Дантас, люди, которые стремятся использовать микроорганизмы как лечебное средство, должны понимать, что их действие способно видоизменяться в зависимости от условий. «Не существует бактерий, которые были бы нечувствительными к эволюционным изменениям. Однако это не означает, что людям следует прекратить прием пребиотиков».

Для выяснения факторов, влияющих на то, что «хорошие» бактерии становятся опасными, специалистам пришлось ввести пробиотик E. Coli Nissle в кишечники грызунов, имеющих разное изначальное качество микрофлоры и разные принципы питания. После полутора месяцев эксперимента исследователи провели проверку ДНК введенных бактерий и отметили, что у здоровых грызунов функционального изменения у микробов не произошло, а вот у заведомо больных животных такие изменения присутствовали. Например, специалисты увидели, что бактерии стали устойчивыми к антибиотикам, а у некоторых микроорганизмов появилась способность поглощать слизь внутри кишечника, препятствуя естественной его защите.

«Здоровая кишечная флора не продемонстрировала каких-либо значительных изменений – может быть, потому, что такие условия считаются адекватными для пробиотических бактерий. Но следует понимать: в подавляющем большинстве случаев препараты с пробиотиками не прописывают здоровым людям, а только больным, тем, у кого имеется нарушение баланса кишечной флоры. А как раз в таких нарушенных условиях пробиотики и становятся вредными» - заявляет Аура Феррейро, руководитель исследования.

Как полагает Гаутам Дантас, по результатам проекта никто не будет отменять пробиотики для лечения дисбактериоза. Наоборот, открытие даст новые цели ученым: к примеру, врачи смогут назначать те или иные препараты в зависимости от состояния кишечной микрофлоры человека.

Информация представлена на страницах hi-news.ru