Гены и социум: что больше влияет на выбор друзей?

, медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

01 ноября 2012, 11:08

«Природа и животных научает знать друзей своих». Эти слова Уильяма Шекспира стали афоризмом. Однако для людей природа не является решающим фактором при построении дружеских отношений. К такому выводу пришли учёные из Колорадского университета в Боулдере.

Проведя первое в своем роде исследование, команда ученых обнаружила, что «рыбак рыбака видит издалека» в том числе и из-за схожих генетических особенностей различных людей, однако решающее значение имеет все же социальная среда, в которой люди взаимодействуют друг с другом.

Ученые давно спорят о том, какой фактор больше влияет на социальное поведение человека - природа или воспитание. Профессор социологии Джейсон Боардмэн уверен, что данный спор лишен смысла. «Любые социальные и демографические действия, которые нам интересны, будь то рождение детей, брак, миграция или забота о здоровье, никогда не зависят исключительно от природы или от воспитания. Всегда влияние на эти действия оказывают как природа, так и воспитание», - объясняет профессор.

В прошлом году был опубликован научный доклад, который предоставлял доказательства того, что определенные гены могут обуславливать выбор человеком друзей. Журнал, в котором публиковался доклад, изобрел для обозначения данного явления специальный термин – «генетические друзья».

Чтобы проверить справедливость таких выводов и расширить понимание процессов, которые влияют на дружбу между людьми, Боардмэн с коллегами исследовал особенности 1 503 пар друзей из более сорока американских школ.

Команда Боардмэна обнаружила, что у некоторых из друзей действительно были похожи определенные генетические особенности. Однако на этом исследователи не остановились. Они сделали логический вывод: если генетические особенности являются главным фактором при выборе человеком друзей, тогда в школах с наиболее социально однородным коллективом детей это влияние генов на дружбу должно быть наиболее ярко выражено. «Но мы обнаружили, что все как раз наоборот», - утверждает Боардмэн.

Оказалось, что в социально однородной среде примеров «генетической дружбы» меньше, чем в сложной социальной среде с различными слоями населения. "В неравной социальной среде мы нашли больше всего примеров «генетической дружбы», - объясняет Боардмэн.

Ученым еще предстоит выяснить, с чем связана такая закономерность, но уже сейчас можно сделать вывод, что социальные устои общества как минимум не менее важный фактор при выборе друзей, чем генетические особенности.

«Нельзя говорить о том, что гены обуславливают дружбу, не принимая во внимание контекст, в котором дружеские отношения могут или не могут завязаться», - подчеркнул профессор Боардмэн.

trusted-source[1], [2]