Генетики составили полную карту человеческого генома

Статью проверил , медицинский редактор
Последняя редакция: 16.10.2021

08 сентября 2012, 10:17

Учёным-генетикам удалось составить детальную карту генетического кода человека.

В течение последних лет учёные предполагали, что основу человеческой природы составляют менее 2% от всего генома, то есть 20 тысяч генов, а большая часть спирали ДНК не несёт никакой информации. Оставшиеся 98% генов считались «бесполезными или мусорными ДНК».

Однако исследователи Международного проекта под названием «Энциклопедия ДНК элементов» (Encyclopedia of DNA Elements, ENCODE), который стартовал в конце 1990-х годов, выяснили, что 80% этих так называемых «мусорных ДНК» на самом деле биологически активны.

В изучении и расшифровке человеческого генома участвовали более 400 специалистов из 32 научных лабораторий. Они исследовали около 3 миллиардов пар генов, которые составляют двойную спираль ДНК.

«Результаты данного исследования показывают, что предположения, высказываемые ранее, ложны, потому как биологически активной является большая часть генома. В связи с этим термин «мусорные ДНК» пора отправить в мусорку», - говорит доктор Юан Бирни, руководитель проекта из Европейского института биоинформатики в Кембридже.

«Мы прошли долгий путь, - сказал Эван Берни, профессор Европейского института биоинформатики в Соединенном Королевстве и ведущий аналитик и координатор проекта ENCODE. – Тщательно анализируя и объединяя в единое целое ошеломляющее разнообразие данных, мы выяснили, что человеческий геном функционирует, «включая» и «выключая» различные гены и контролируя процесс производства белка. ENCODE продвинул наше понимание генома на новый уровень, и все эти новые знания находятся в открытом доступе».

ENCODE Consortium собрал все полученные данные воедино и после проверки их точности и достоверности разместил в интернете для свободного доступа общественности.

«База данных ENCODE – это словно Google-карта человеческого генома, - объясняет директор программы NHGRI доктор Элис Финголд. – Просто изменяя масштаб карты Google, вы можете видеть страны, штаты, города, улицы и даже отдельные перекрестки, а выбрав определенную функцию, можно увидеть фото и названия улиц, узнать информацию о дорожном движении и даже о погоде. Подобным образом карта ENCODE позволяет исследователям изучать хромосомы, гены, функциональные элементы и отдельные нуклеотиды в геноме человека».

База данных ENCODE быстро становится фундаментальным ресурсом для исследователей. Она помогает им понять человеческую биологию и природу болезней.

Уже больше сотни статей было опубликовано с использованием этих данных учеными, которые не являлись участниками проекта.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]